Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Гатчина![]() ![]() Город является заповедным как памятник градостроительного искусства прошлых веков; в нем определены охранные зоны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны охраняемых ландшафтов вокруг. Среди пригородов Санкт-Петербурга Гатчина занимает особое место. Облик дворцово-паркового ансамбля XVIII - XIX вв. неповторим.Пейзажные парки Гатчины с озерами, многочисленными мостами,террасами, павильонами относятся к лучшим произведениям ландшафтного искусства. (рис. 1). В современную Гатчину можно попасть со стороны Санкт-Петербурга по железной дороге. Движение по Варшавской линии было открыто 1 ноября 1853 г. (проект постоянной станции и пассажирского вокзала разрабатывал архитектор П.О. Сальманович), по Балтийской линии - 12 декабря 1872 г. (первое здание вокзала проектировал П.С.Купинский; по его же проекту в 1890 г. построили Царский павильон,ныне не сохранившийся). Сооружение между Петербургом и Гатчиной двух параллельных железнодорожных участков - Варшавского и Балтийского направлений с двумя станциями и вокзалами в Гатчине на расстоянии 3 км является следствием того, что один из этих участков принадлежал частному обществу, а другой - казне. (рис. 2). На Варшавской линии есть еще одна остановка в черте города - платформа Татьянино. Считается, что отсюда происходила транспортировка раненых в Госпиталь в годы первой мировой войны и название платформа получила в честь одной из дочерей Николая II, помогавших врачам и сестрам милосердия. Есть и другой путь в Гатчину - по Киевскому шоссе (в прошлом - Порховская, Двинская, или Смоленская дорога) на проспект Павла I (ранее - Большой проспект, проспект 25 Октября) через старинные Ингербургские ворота (1831-1832 гг., архитектор В.А. Глинка), украшенные бронзовой арматурой с изображением доспехов древнеримских воинов. Не доезжая Гатчины, близи деревни Мозино, стоят другие монументальные ворота - Мозинские, построенные на границе бывших владений Г. Орлова. Ингербургские ворота отмечают въезд непосредственно в Гатчину, но еще до них находится современный микрорайон - Въезд, а направо идет дорога к центральной районной больнице, жилым зданиям постройки советского периода и крупному научному учреждению - институту ядерной физики. Некогда (1793) по обе стороны проспекта возвели крепость Ингербург, где сложился небольшой немецкий городок, были построены солдатские казармы, перед воротами - подъемный мост. На более поздних планах Гатчины в этом месте - казармы лейб-гвардии гарнизонного батальона. Старинные казармы, перестроенные в конце XIX в., на въезде в город находятся и сейчас. (Другой комплекс зданий сохранившихся армейских казарм расположен между Балтийским вокзалом и Императорским дворцом). Сам проспект пересекает город с севера от Коннетабля (рис. 3). на юг и там, за другими (Смоленскими или Двинскими) воротами, продолжается как Киевское шоссе. На этом пути прибывшему в город встретятся сохранившиеся до сих пор старинные постройки, такие как Лютеранская кирха (построена на месте деревянной в 1828 г. архитектором Гатчины А.М. Байковым по проекту Д.И. Квадри); Госпиталь (перестроен в 1822 г. Байковым по проекту А.Е. Штауберта), в котором размещается сейчас городская администрация (рис. 4). Сиротский институт, в нем ныне школа-интернат;Здание бывшей съезжей части,где сейчас размещается милиция (рис. 5). С проспекта видны красивейшие соборы: в конце нарядной благоустроенной Соборной улицы (в разные годы она носила названия Малогатчинской, Советской) - собор Святого Павла (1846-1859 гг., архитектор Р.И.Кузьмин) и Покровский собор (освящен в 1914 году, архитекторы А.М.Харламов и А.А. Барышников). В центре Гатчины сохранилась планировка, сложившаяся к XX в., - это система улиц, пересекающихся под прямым углом и делящих пространство на фрагменты строго геометрической формы. В последние годы выявилась тенденция в ходе капитального ремонта восстанавливать прежний вид деревянных и каменных зданий. Если двигаться по проспекту дальше, то справа будет главный вход в Дворцовый парк - Адмиралтейские ворота (1790-е гг., архитектор В. Бренна). Ранее, наискосок от ворот, отходит налево улица Чкалова (в прошлом - Загвоздкинская, Люцевская, Юного Пролетария), которая ведет к Варшавскому вокзалу и проходит мимо Приоратского парка с его уникальным землебитным дворцом-замком Приоратом. В советский период проектировали сохранить эту улицу как заповедный уголок, отреставрировав и восстановив уникальные деревянные особняки (от классицизма XVIII в. до модерна XX-го в.), но реализовать проект не удалось. Тем не менее, центральная часть Гатчины несет на себе черты старого города. Совершенно новыми микрорайонами советского периода являются Хохлово поле, граничащее с парком, и Аэродром - за Балтийским вокзалом, на месте первого в России военного аэродрома, основанного в 1910 г. (рис. 6). Эти и другие микрорайоны новой застройки складывались в 70-90-е гг. XX в. и были связаны с бурным развитием промышленности и науки в Гатчине. Именно в этот период Гатчина стала терять облик тихого административного и историко-культурного центра и превратилась в город важного промышленного и научного значения с сопутствующей этому инфраструктурой. В то же время Гатчина не утратила самобытности. В Гатчине развита промышленность и наука. В экономике города большую долю занимают машиностроение и металлообработка, предприятия пищевой промышленности. Разнообразна и культурная деятельность. В Гатчине проходят традиционные городские праздники, народные гулянья, фестивали, спектакли, филармонические концерты с участием городских оркестров, хоров, талантливых музыкантов, литературные вечера в библиотеках города, конкурсы по спортивным бальным танцам. Ежегодно проводится Российский кинофестиваль "Литература и кино". |
|
|