Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Устинов Евгений Алексеевич![]() В 1949-55 гг. продолжил образование на художественно-графическом факультете Московского художественного института им. В.И. Сурикова (мастерские Е.И. Кибрика, Ю.П. Рейнера и В.Н. Бакшеева). Освоив практически все известные техники графики и, обогатив себя основательным опытом в каждой, он стремился везде исключать любую возможность для небрежности. Эта обязательность характерна также и для его живописных и скульптурных произведений. В искусстве второй половины 20 - начала 21 вв. трудно найти художника, так много давшего пушкинской теме. Искусство Евгения Алексеевича Устинова - ярчайший пример сотворчества художника и поэта. Его графика и живопись созвучны строкам гения. Как настоящий реалист Е. Устинов не держится строго каких-то определенных традиций этого направления. Его художественный метод прост, понятен и оправдан необходимостью создавать многогранный образ поэта и его времени. Вынашивая замысел очередного произведения, Устинов рассматривает не только самые разные варианты композиционного и живописно-пластического решения, но и возможные к случаю техники и виды искусств. Задумчиво мечтательный Пушкин представлен скульптурным портретом; романтические и нежные отношения поэта и Натали связаны кружевом маньчжурского ореха в знаменитой работе "Пушкин с женой в саду"; трагические минуты жизни запечатлены в живописных произведениях. Исключительный случай в изобразительном искусстве последнего времени являет собой работа "Рисунки в альбом Ушаковых". Так верно, в смысле единства живописного и психологического, давно не давалась нашему искусству радость как коллективное чувство. Все персонажи в этой работе - молодой поэт, Екатерина и Елизавета Ушаковы- объединены композиционно и психологически. Использована схема размещения вокруг стола. Одна из героинь - Елизавета - возвышается над остальными. Внимание сестер сосредоточено долгожданным действием - сам Пушкин, вероятный жених Екатерины пишет им в альбом. Его лицо напрямую не выдает улыбку, но направляет эмоции девушек. Живая и непосредственная Екатерина радуется просто и непринужденно, лицо ее сестры вместе с улыбкой отражает налет легкой грусти. Цветовые акценты расставлены сразу в нескольких местах и это несколько снижает живописные достоинства произведения, хотя и добавляет ему нарядности и привлекательности. В каждой своей работе Е. Устинов предстает не просто как иллюстратор биографии своего кумира, каковым может показаться по обилию в своих произведениях сюжетов из жизни Пушкина. Устинов смело и решительно использует все доступные ему возможности: интимный "разговор" с музой мастерски представлен в рисунке "Лежащий Пушкин". Городской период жизни показан пейзажными планами Петербурга. Пушкин представлен и в собственных образах и в героях своих творений (сессия "Борис Годунов"). Среди работ есть и многочастные (триптих "Венчание"). Особо следует сказать о цикле произведений на темы пушкинских сказок. Все известные ранее иллюстрации к сказкам прошли через детство не одного поколения и потому являются своего рода признанным уровнем мастерства. Устиновская серия столь же убедительна силой образных характеристик. Роковая Шемаханская царица, блистающие золотом города-острова и другие образы запоминаются всем и сразу, ложась под строки знакомых сказок. В пушкинскую тему Е. Устинов внес и еще один, уже исключительный по значимости вклад. Он ввел в художественный оборот образы известных лиц из окружения поэта, чьи имена были почему-то обойдены в изобразительном искусстве. К упоминавшимся Ушаковым необходимо отнести дядю поэта, Василия Львовича Пушкина, известного литератора и московского друга П.В. Нащокина, лицейского товарища В. Кюхельбекера и других. В рисованном "Портрете П.В. Нащокина" уловлено минутное настроение непостоянного и сложного характером современника гения. Все произведения этой главной для художника темы имеют одну устойчивую характерность - они несут просветление. Образы творца русской поэзии у Устинова не похожи на Мефистофеля или Демона, как это случается у других мастеров. Они идут рядом с жизнеутверждающим творчеством поэта. Наследие Е. Устинова не ограничивается интересом к "светочу поэзии". Художник неоднократно обращался к теме личности в искусстве балета, музыки и театра. Среди его героев - Г. Уланова, В. Моцарт, Н. Петрова и другие выдающиеся деятели русского и мирового искусства. Лучшие живописные работы, а ими можно считать "Портрет Е.К.Тарковской", "Боковские яблоки", "За вышиванием. Портрет сестры", "Портрет Володи Снежкова" выдают старую проверенную школу. Написанные в свое время, они живут этим временем, но при этом не кажутся отжившим искусством. Живописно-пластическое и образно-смысловое единство отличает лучшую из этих картин - "Портрет Е.К. Тарковской", принуждая проникнуться уважением к искусству мастеров старой русской школы. Евгений Устинов - член Союза художников России с 1964 года, кавалер Ордена Почета и медали Серебряная Звезда ("Общественное признание"). Его произведения хранятся в Литературном музее А.С. Пушкина в Москве, в музейных собраниях Саранска, Тамбова, Малоярославца, Боровска, Магадана, Ростова-на-Дону, музеях-усадьбах Остафьево и Захарово и др. Е.А. Устинов - участник более 130 художественных выставок, постоянный участник проекта "Товарищество передвижных художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург)".
|
|
Печать на кружках - Срочная цифровая печать - полиграфической продукции (www.vsekrujki.ru)
|