Термин в Энциклопедическом Фонде

Авиамоделизм

Авиамоделизм - конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том числе и ракет, в технических или спортивных целях.
Технический Авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется большое прикладное значение Авиамоделизма. Еще в 1754 г. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей - "аэродромическую машинку", прообраз вертолета. В 1876-77 гг. Ф.Можайский создавал модели самолета и демонстрировал их полеты. На моделях он изучал основы полета, исследовал поведение отдельных элементов конструкции, на основании чего построен первый в мире самолет. Применение авиамоделей помогло Н.Е. Жуковскому открыть законы движения тел в воздушной среде. Он первый организовал соревнования летающих моделей 2 января 1910 г. в Москве, на которых лучшая модель пролетела 170 м.
Современный Авиамоделизм - важное вспомогательное средство для конструирования самолетов. Без снятия аэродинамических, прочностных и других характеристик путем продувок модели-копии будущего самолета в аэродинамической трубе немыслима постройка первого опытного образца самолета.
Спортивный Авиамоделизм - один из самых массовых технических видов спорта. В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 г. приняло участие около 500 чел. Начало спортивному Авиамоделизм в СССР было положено "Неделей Красного воздушного флота" летом 1923 г.. Первые кружки Авиамоделизм были созданы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Оренбурге и некоторых городах Северного Кавказа. Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. Большой размах Авиамоделизм получил после принятия ВЛКСМ в 1931 г. шефства над воздушным флотом.
Первоначально создавались свободнолетающие модели самолетов самых различных размеров и геометрических форм. Двигателем служил жгут из резиновых нитей, и модель называлась резиномоторной. Затем появились поршневые микродвигатели внутреннего сгорания с объемом цилиндра от 1 до 10 см3, а позднее реактивные. Непрерывное совершенствование техники моделирования позволило создать модели со скоростью полета до 100 км/ч, продолжительностью несколько часов, дальностью сотни км от места старта и высотой несколько тыс. м. После Великой Отечественной войны приобрел популярность кордовый Авиамоделизм. Корд - стальная нить толщиной 0,3-0,4 мм - одним концом присоединяется к рулевому управлению модели, другим - к рукоятке, которую спортсмен берет в руку. Управляемая с помощью корда при полете вокруг спортсмена модель совершает различные фигуры обычного и высшего пилотажа.
Авиамоделисты сами создают и постоянно совершенствуют модели для спортивных соревнований.



Используемые источники
1. Авиационный моделизм, М., 1956.
2. Хухра Ю., Кордовая летающая модель самолета, М., 1955.
3. Гаевский О.К., Скоростная кордовая летающая модель, М., 1951.
4. rcdesign.ru.
Энциклопедический Фонд