Термин в Энциклопедическом Фонде

Чебоксары

Чебоксары - столица Чувашии, расположена на высоком правом берегу Волги (порт), в долине, образуемой реками Чебоксарка и Кайбулка. Конечная ж.д. станция ветки от линии Москва-Казань. Узел автодорог. Аэропорт. Численность населения города 453,2 тысяч человек, площадь города - более 23 гектаров.

Первой упоминание о Чебоксарах относится к 1469 г.; с 1555 г. - крепость Московского государства, заселенная стрельцами. В 1611-12 гг. жители Чебоксар участвовали в народном ополчении под руководством К.И. Минина и Д.М. Пожарского. В конце XVII-XVIII веков Чебоксары - известный торговый центр Поволжья (соль, хлеб, пушнина, кожевенное сырье, мёд и др.). В 1708г. Чебоксары приписаны к Казанской губернии, с 1781 г. - уездный город. К началу XX в. торговое значение города с населением 5,7 тыс. чел было утрачено; в Чебоксарах действовали 5 небольших заводов (кожевенный, солодовенный и 3 кирпичных), среди ремесленников преобладали сапожники, портные, кузнецы, столяры. Город славился обилием церквей (12 каменных церквей, 11 часовен, Троицкий мужской монастырь с 3 церквами). С 1920 г. - центр Чувашской АО, в 1925-92 гг. - столица Чувашской АССР.

В д. Буйдаки (ныне - в черте города) родился В.И. Чапаев (1887-1919 гг.).
Современные Чебоксары - промышленный, научный и культурный центр Чувашии. Развиты машиностроение (в т.ч. приборостроение), электронная промышленность, металлообработка (ПО "Промприбор", "Электроприбор", "Текстильмаш". Заводы - промышленных тракторов (1972), машиностроительный, агрегатный (1956), электроаппаратный (1942), "Чувашкабель" и др. Лёгкая (хлопчатобумажный комбинат, чулочно-трикотажная и лентоткацкая фабрики и др.), пищевая промышленность. Производство стройматериалов. ГЭС. Чувашская АН, Чувашская национальная академия, ряд научно-исследовательских институтов. ЧГУ им. И.Н.Ульянова. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Сельскохозяйственная академия. Филиалы московских университетов и институтов.

Театры: Чувашский академический драматический им. К.В. Иванова, Чувашский музыкальный, русский драматический, юного зрителя, кукольный. Филармония. Художественный музей (основан в 1939 г.; русское искусство XVIII-XX вв., современное искусство, произведения чувашских художников). Краеведческий музей (основан в 1921 г.; народное искусство) с филиалами - Музеем В.И. Чапаева и литературным.
Центральная часть города амфитеатром раскинута по склонам 7 холмов. В период формирования зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС (1970-81 гг.) были созданы новые автомагистрали с многочисленными мостами и путепроводами. На территории старого города образовался искусственный залив (площадь 73 га.). От сооружений XVII-XVIII вв. сохранились: Троицкий монастырь (XVII в.) с надвратной церковью Федора Стратилата, трапезной, Троицким собором, церковью Толгской божьей матери, настоятельским и братским корпусами и др.; Введенский собор (1651 г.) с шатровой колокольней; дом Зелейщикова (1697 г.) с фигурными наличниками и высокой 4-скатной крышей; одноглавые церковь Воскресения (1702 г.) и церковь Успения (1763 г.), Михайло-Архангельская церковь (1702 г.) и др. В 1930-50-х гг. создан ансамбль центра города с Домом Советов (1940 г., архитектор В.М. Абакумов, А.М. Базилевич), Педагогическим институтом им. И.Я. Яковлева (1956, архитектор А.К. Крылов), Сельскохозяйственным институтом (1957 г., архитектор Е.Е. Калашников).
С 1969 г. Чебоксары застраивались по новому генеральному плану; сооружены новые микрорайоны и жилые кварталы с 5-9 этажными домами, здания Чувашского художественного музея (1985 г., архитектор В.Д. Шатилов, интерьер - архитектор М.Т. Суслов), Чувашского музыкального театра (1987 г., архитектор Р.А. Бегунц, В.А. Тенета, Л.А. Брайер), дворца культуры завода промышленных тракторов (1992 г., архитекторы Ф.А. Новиков, Г.Е. Саевич). Возводятся монолитные 18-этажные дома. Памятники: В.И. Чапаеву (1960 г., скульптор П.А. Баландин, архитектор В.И. Морозов), чувашскому поэту К.В. Иванову (1952 г., скульптор И.Ф. Кудрявцев, архитектор В.И. Ступин), чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву (1970 г., скульптор Д.И. Народницкий, архитектор Г.Е. Соевич) и др.

Экономико-географическое положение
В городе существуют автомагистрали Нижний Новгород - Чебоксары - Ульяновск, а через плотину ГЭС на Казань и Йошкар-Олу, ответвления от железнодорожного узла Канаш, а также Волгой, что определяет развитие и функционирование города.
Выгодное транспортно-географическое положение Чебоксар усиливается благоприятным соседством: Поволжье и Урал представляют интерес как поставщики важнейших видов стратегического сырья (нефти и газа, а также металлов); Центральная Россия - центр сосредоточения новейших наукоемких производств, а также рыночной инфраструктуры.
В пределах Чувашии Чебоксары имеют прочную связь со всеми административными районами республики благодаря развитой автодорожной сети. Практически 85% грузооборота и пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт. На сегодняшний день Чебоксары - современный индустриальный и культурный центр Поволжья.  Город имеет развитую транспортную, инженерную и социальную инфраструктуры. Активно развивается малое предпринимательство. В 2008 году эта сумма увеличится более чем в два раза - в городе появятся новые дороги и дорожные развязки, которые помогут разгрузить центральные улицы от транспорта и решить проблему пробок. Чебоксары один из красивейших городов России.

Используемые источники:
1. businesschr.ru
2. gov.cap.ru

Энциклопедический Фонд