Термин в Энциклопедическом Фонде

Гвоздь

Общий вид
Гвоздь - крепёжно-соединительное изделие, представляющее собой цилиндр, конус, параллелепипед, пирамиду или винт, заострённый с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифлёную или декоративную шляпку. Используется для скрепления различных материалов (в основном деревянных) посредством забивания.

История
В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твёрдых пород. В эпоху бронзовой культуры появились первые металлические гвозди - литые и кованые. Известно, что в античные времена греки и римляне для строительства кораблей применяли довольно длинные, выкованные из медного сплава, гвозди. Эти гвозди имели четырехгранную форму в сечении и коническую от шляпки к острому концу. Позднее гвозди стали изготовлять из медной и железной проволоки. В России специалисты гвоздари известны с XIII в. Изначально, производство гвоздей было ручным и дорогостоящим - в ту пору за горсть гвоздей давали целого барана. До конца XIX в. кованные гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с дырой (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Производство гвоздей оставалось ручным до начала XIX в., когда были созданы первые машины для изготовления кованых гвоздей. Примерно в то же время стали применять станки для получения гвоздей из проволоки.

Типы гвоздей
Гвоздь строительный - спектр применения строительных гвоздей настолько широк, что простое перечисление может занять несколько страниц. Обычно, строительные гвозди выпускают размерами от 10мм до 350 мм диаметром от 0,8мм до 10 мм.
Гвоздь шиферный - как видно из названия, применяется для крепления шифера и схожих с ним кровельных материалов. Шиферный гвоздь по сути тот же строительный, НО есть одно важное отличие- у него увеличенная шляпка из оцинкованной стали.
Гвоздь кровельный (толевый) - размеры такого гвоздя варьируются от 2х20мм до 4х40мм, у кровельного гвоздя шляпка увеличена по сравнению со строительными гвоздями, а сами они немного толще и короче.
Ершеный (гребенчатый) гвоздь - этот гвоздь не так легко вытащить, после того как Вы его забили, благодаря насечкам на гвозде, обеспечивается надежное соединение деревянных деталей.
Винтовой гвоздь - ещё одна разновидность специальных гвоздей. При забивании он как бы ввинчивается в дерево, что также обеспечивает надежное соединение сколоченных деталей.
Гвоздь финишный - предназначен для прибивания вагонки, тонких реек и других подобных деталей. Финишный гвоздь имеет небольшую овальную шляпку, что позволяет сделать такой гвоздь почти невидимым после того как его забили.
Дюбель-гвоздь - предназначен для забивания в бетон или кирпич при помощи специального монтажного пистолета.
Скоба - гвозди для сеток, проволоки и колючей проволоки.

Технология производства
Гвозди изготавливаются из проволоки. Проволока для изготовления гвоздей годится не любая. Обычно используется низкоуглеродистая стальная проволока общего назначения ГОСТ 3282-74 не обработанная термически. Марки стали, используемые для изготовления проволоки: Ст 1 КП, Ст 2 КП, Ст 3 КП, Ст3 ПС. Поставляется проволока в бухтах различных размеров и весов. Так, например, бухта проволоки для изготовления гвоздей диаметром 5 мм весит от 800 до 1200 кг.
С бухты проволоку направляют в выпрямляющее устройство. Далее проволока поступает в подающий механизм, с помощью которого регулируют длину гвоздя и подают проволоку в рабочую зону.
Подающий механизм представляет собой пару зубильц, которые при движении в сторону рабочей зоны захватывает проволоку и продвигают ее вперед. Захват проволоки происходит благодаря тому, что поворачиваются вокруг своей оси оправки, в которых закреплены зубильца. При обратном движении зубильца освобождают проволоку и скользят вдоль нее, при этом проволока не движется и удерживается в нужном положении специальной удерживающей втулкой. Важно, что бы первоначально проволока продвинулась до упора в ударное устройство, которое находится в крайнем правом положении. В этом положении проволока зажимается зажимным механизмом. Затем, проволока откусывается кусачками. После откусывания кусачки расходятся в стороны с тем, что бы ударное устройство могло своим ударом по торцу проволоки сформировать шляпку гвоздя. После формирования шляпки гвоздя ударное устройство возвращается в исходное положение. Зажимное устройство отпускает проволоку и процесс повторяется.
Необходимо заметить, что зажимное устройство - оно же устройство формирования шляпки гвоздя, состоит из двух дисков. На цилиндрической образующей этих дисков выфрезерованны полукруглые канавки, параллельные оси дисков и углубления под формовку шляпки гвоздя. В канавках делаются насечки, которые удерживают проволоку, когда зажимной механизм зажат. Полукруглые канавки в зажимном устройстве выставляются напротив друг друга. Таким образом они образуют отверстие, в которое и проходит проволока.На готовом гвозде у его шляпки видны насечки, которые образуются благодаря насечкам в полукруглых канавках.Кусачки выполнены таким образом, что они не только откусывают проволоку, но и формируют острый конец гвоздя. Угол конусности острого конца гвоздя должен быть не более 40 градусов (условия ГОСТ).
Реально в гвоздильных автоматах кинематика привода основных технических приспособлений может отличаться друг от друга, но основные технические элементы формирования гвоздя остаются аналогичными.



Используемые источники
1. stroymetizi.ru.
2. ru.wikipedia.org/wiki.
3. zmi2.ru.
Энциклопедический Фонд