
Художник Елена Валентиновна Забара
Забара Елена Валентиновна (р. 1935, Киев, в девичестве Зморович) - художник концептуалист, c 90-х гг. атракттивист.
В Киеве окончила Политехнический институт. На выставке "Наивное искусство Украины" (Автор концепции В. Тацяк, живопись и декоративно - прикладное искусство художников левобережной Украины) было отмечено в её работах оригинальное исполнение, техника. Работы художницы были выполнены в технике мелкая пластика, керамика.
В течение 20 лет проходят ежегодно выставки Е.В. Забары в государственных музеях Киева, историческом, литературы Украины, народного искусства в Лавре, мемориальных музеях поэтов М. Рыльского, П. Тычины. Выставки, пополняясь новыми темами и превращаясь в исследование жизни сельского человека.
Елена Валентиновна выросла в семье преподавателей, отец профессор доктор физико-математических наук, прадед преподавал русскую словесность в учебных заведениях. В семье серьёзно относились к искусству - музыке, литературе, изобразительному искусству, авангарду - занимались творчеством, ставились домашние спектакли.
Как художник концептуалист в географической сетке координатой она выбрала Полтавщину, её глубинку с. Харькивцы. Это место вдохновляет её искусство и исследования.
Хорошо известно, что сознательная деятельность людей в исторических процессах играет меньшую роль, чем эмоциональная. В работах Елены Валентиновны подчёркнута эмоциональная значимость в ситуациях повторяющейся деятельности. Её стремление к истине порождает открытия, способность к анализу действительности, говорит, что не стремятся жители этих мест к социальным переустройствам. Первичный элемент их исторического мира - это переживание.
Долгое время о Забаре говорили, несмотря на интеллектуальное начало как о народной художнице, но очевидно, что не "национальный характер" является сейчас "осью" её творчества, а история как функция времени. Ранние работы раскрывали исторические характеры казаков, чумаков, в керамических медальонах и панно видели историю культуры. Коллективная память, "отпечаталась" у неё в многофигурных композициях, содержание останавливается на функции времени, может быть и этноса. Каждая работа это элемент активного сознания художника, а для иллюстраций она использует традиционные сценки праздника, приготовления хлеба, рождение ребенка, песня, семейные и трудовые будни, почти все её персонажи поют и многие хотят выйти за рамки сюжета. Забара показывает, обобщая, что самое простое в жизни требует душевного подъёма и чувств от искреннего человека, показывает индивидуальный характер жителей села, который мало изменился и знаком нам благодаря Н.В. Гоголю.
Елена Валентиновна увлекалась психологией, владеет эмпатическими методами. Материалом для её керамических композиций служила местная глина, от части, цвет происходящей сценки заставляет вспоминать "лубок и народные "вертепы", стилизации нет и нет грубости, а только меткая характеристика реального человека, раскрыта причинно-следственная связь, ассоциативность, которую М. Ломоносов называл "законом ассоциативности". Такая художественно выразительная лепка обращена к эстетической оценке пространства и созерцательности. В своём творчестве Елена Валентиновна преодолела столкновение идей некоммуникабельности, в основе её работ не лежит ритуальность. А техника исполнения в таком материале, форме нашла подражание среди народных мастеров, и художественных промыслов по теме народные ритуалы, сейчас изготовляют сувениры, но с простыми композициями. Её выставки в элитарных музеях поэтов по интеллекту преподнесения материала, содержания становятся элитарными событиями.