Термин в Энциклопедическом Фонде

Забара Елена Валентиновна

Художник Елена Валентиновна Забара
Забара Елена Валентиновна (р. 1935, Киев, в девичестве Зморович) - художник концептуалист, c  90-х гг. атракттивист. 
В Киеве окончила Политехнический институт.  На выставке  "Наивное искусство Украины" (Автор концепции В. Тацяк, живопись и декоративно - прикладное искусство художников левобережной Украины) было отмечено  в её работах оригинальное исполнение, техника.  Работы художницы  были выполнены в технике мелкая пластика, керамика.
В течение  20 лет  проходят  ежегодно выставки Е.В. Забары  в  государственных музеях Киева, историческом, литературы Украины, народного искусства в Лавре, мемориальных музеях поэтов М. Рыльского, П. Тычины.  Выставки, пополняясь новыми темами и превращаясь в исследование жизни сельского человека.
Елена Валентиновна выросла в семье преподавателей, отец  профессор доктор физико-математических наук, прадед преподавал русскую словесность в учебных заведениях. В семье серьёзно относились к искусству - музыке, литературе, изобразительному искусству, авангарду - занимались творчеством, ставились домашние спектакли.
Как художник концептуалист в географической сетке  координатой она выбрала  Полтавщину, её глубинку с. Харькивцы.  Это место вдохновляет её искусство и исследования.
Хорошо известно, что сознательная  деятельность людей в исторических процессах играет меньшую роль, чем эмоциональная. В работах Елены Валентиновны подчёркнута эмоциональная значимость  в ситуациях повторяющейся деятельности. Её стремление к истине порождает открытия,  способность к анализу действительности, говорит, что не стремятся жители этих мест к социальным переустройствам. Первичный элемент их исторического мира - это переживание.
Долгое время о  Забаре говорили, несмотря на интеллектуальное начало как о народной художнице, но очевидно, что не "национальный характер" является  сейчас "осью" её творчества, а история как функция времени. Ранние  работы  раскрывали исторические характеры казаков,  чумаков, в керамических медальонах   и панно  видели  историю  культуры. Коллективная память, "отпечаталась" у неё в многофигурных композициях, содержание  останавливается на  функции времени, может быть и этноса.  Каждая работа это элемент  активного сознания художника, а для иллюстраций  она использует традиционные сценки праздника, приготовления хлеба, рождение ребенка, песня, семейные и трудовые будни, почти все её персонажи поют и  многие хотят выйти за рамки сюжета. Забара показывает, обобщая, что самое простое  в жизни требует  душевного подъёма и  чувств  от искреннего человека, показывает  индивидуальный характер  жителей  села, который мало изменился и знаком нам  благодаря Н.В. Гоголю.
Елена Валентиновна увлекалась психологией, владеет эмпатическими методами. Материалом для её керамических композиций служила местная  глина, от части, цвет происходящей сценки   заставляет вспоминать "лубок  и  народные "вертепы", стилизации  нет и нет грубости, а только меткая характеристика реального человека, раскрыта причинно-следственная связь, ассоциативность, которую  М. Ломоносов  называл "законом ассоциативности". Такая художественно  выразительная лепка обращена к эстетической оценке пространства и созерцательности. В своём творчестве Елена Валентиновна преодолела столкновение идей некоммуникабельности, в основе её работ не лежит ритуальность. А  техника  исполнения в таком материале, форме нашла подражание среди народных мастеров, и  художественных промыслов по теме народные ритуалы,  сейчас изготовляют сувениры, но с простыми композициями. Её  выставки в элитарных музеях поэтов по интеллекту преподнесения материала, содержания становятся элитарными событиями.
Энциклопедический Фонд