Термин в Энциклопедическом Фонде

Отчизна

Князь Никита Дмитриевич Лобанов - Ростовский, Дом Музей Лобановых, Москва
Отчизна - слово старославянского происхождения, которое прослеживается с IХ в. и имеет несколько значений. Одно из смысловых значений - "избранная земля" или "земля отцов".
Признанные классики литературы часто использовали данный термин в своих произведениях.
Первые строки стихотворения М. Лермонтова: "Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой", первоначальное название его в автографе "Отчизна", далее, "Но я люблю - за что не знаю сам".
В категории "избранной земли" и "заботы" рассматриваются тематические и философские размышления о созерцании, которые связаны с чувством заботы об Отчизне.
В философии XX в. "заботу" рассматривали как структуру бытия, определение структуры заботы показывает, что этот феномен имеет многосложную структуру и касается деятельности и организации деятельности.
Для "заботы" нужен тот, кто заботится. Есть басня, в которой говорится, что "Забота" переходя реку, взяла кусок глины и стала его формовать. Что-то получилось, Забота просит Юпитера вдохнуть "дух" в этот кусок глины, он делает. Возникает спор. Забота хочет дать ему своё имя,  Юпитер своё, поднялась Земля, она говорит, что это кусок её тела, хочет дать своё имя. Затем они решили существо назвать "homo", сделано из земли (humus), а Забота должна им владеть пока живёт. Таким образом, Забота с древних времён - феномен, который живёт в мире.
Гёте, связывая заботу с будущим, говорил и о совести, "идти вперёд - это выбор воли". Данные формулировки связаны с искусством и культурой.
В качестве иллюстративного примера "большой заботы" об Отчизне можно рассматривать деятельность Никиты Дмитриевича Лобанова - Ростовского.
Н.Д. Лобанов (парадный портрет) собрал лучшую в мире коллекцию об идеях художественного мира - художники театра 1880 - 1930 гг. Изобразительные идеи их живут и сейчас, они нашли воплощение в повседневной жизни. Театр - один из самых общественно активных видов искусства, а коллекция эскизов костюмов, декораций и портретов художников - создателей многих направлений в искусстве и театральных школ даёт картину о мире, мировоззрении, в пространстве которого мы живём. Коллекция Лобановых - огромный информационный материал для специалистов и любителей живописи и театра. О ней много написано исследований, статей.
Особый интерес представляет организация этой деятельности для будущего коллекционера, пласты экспозиции исследований, истории находок и воспоминаний о том, где хранились и кому принадлежали работы до того, как попали в коллекцию Нины и Никиты Лобановых. Это множество неосознанных "забот" прежде чем это стало событием для одного сознания. "Как зачарованный смотрел я на эти работы, как-то в один миг решил, что в моей жизни настанет момент, когда работы станут моими" - воспоминания Никиты Лобанова 1954 г. после посещения выставки "Сезоны русского балета" Сергея Дягилева.
Так "большая забота", уже подразумевая Отчизну, в возможном создании театральной коллекции вошла  в глубинные формы сознания потомка Рюриковича. Он на протяжении всей своей жизни вёл осознанную работу по созданию коллекции, отдавая все жизненные устремления. В феноменах влечения и склонности заключена загадочная характеристика "заботы".
Как утверждает философ М. Хайдеггер, влечение - это забота, не ставшая свободой, а склонность уже связана с её бытиём. Жизнь Никиты Дмитриевича Лобанова, коллекционера, деятеля культуры проникнута светом и открыта. "Феномен открытости даёт понятие, категорию структуры", коллекционер открывает для себя ценность бытия, предусматривая предать открытое в будущее. Таков коллекционер Никита Лобанов - Ростовский, его родословная приводит нас к IХ в., к Рюрику, князю Новгородскому, к времени, когда слово "отчизна" уже проявлено.
Энциклопедический Фонд