Термин в Энциклопедическом Фонде

Шкловский Виктор Борисович

Виктор Шкловский и его книга.
Шкловский Виктор Борисович (1893-1984) - русский, советский писатель, художественный критик, литературовед, теоретик искусства.
Идеи Шкловского способствовали развитию литературоведению и теории искусства. Исполнилось 80 лет со дня издания его основной теоретической работы "О теории прозы" в 1929 г., переизданной в 1983 году, в этой последней работе он переосмысляет свои взгляды и концепции 20 гг. в классической и современной поэзии, литературе о теории мышления. Его книга начитается с полемики со школой А.А. Потебни, фразы "Из записок по теории словесности": Потебни - "искусство- это мышление образами", издания 1905 г., Харьков. В этой работе В. Шкловский противопоставлял "поэтический" и "практический" язык, разделяя творчество и эстетический анализ в литературных произведениях, он разработал и описал приём "остранения", который изначально присущ природе искусства.
В книге вместе с теоретическими изложениями материала о форме, сюжете, идеи и фабулы, описаны наблюдения над историческим бытиём структуры  литературного произведения, затронута проблема времени в искусстве. Язык изложения книги "О теории прозы" понятен и демонстрирует также концепцию "социологического метода", феномена осмысления искусства.
Первая глава темы "Проблема времени в искусстве" Виктора Борисовича Шкловского является хорошей иллюстрацией к его концепциям, начинается глава со слов: "Батюшков - русский поэт, прокладывавший дорогу к новому русскому искусству. Не могучий, он шёл, как лось, который задевает рогами за старые ветви, ветви падают, а он идёт дальше. Он силён, этот человек, писавший стихи, которые доброжелательно разбирались Пушкиным. Его стихи - деревья, ещё не развернувшие листьев. Русская поэзия ещё только начиналась. Была её весна. Этот человек ехал по заброшенному Черному морю, смотрел на малонаселённые берега Крыма, известные в мировой истории мифами, торговлей и войнами. Батюшков писал корабле, на мачте которого был поднят узкий вымпел. Ветер трепал его длинный конец, то поднимая, то бросая вниз, и Батюшков записал для себя, что вымпел жил в мире, в котором воспоминания перебивались надеждами. Вымпел жил то воспоминаниями, то надеждами. И тут поэт назвал надежду памятью о будущем. Память, эта есть и у нас, но мы почему-то вспоминаем будущее изначально неправильно...". В этой книге глубоко содержательно вспоминаются многие писатели, "творцы" искусства, поэты, их герои и литературные произведения, а положения теории и сейчас используются в литературоведении и эстетике.
Основные работы В.Б. Шкловского по теории искусства: "Воскрешение слова" (1914), "О Маяковском" (1940), "За и против. Заметки о Достоевском"(1957), "Лев Толстой"(1963), "Эйзенштейн"(1973) "Энергия заблуждения" (1981) и "О теории прозы", которая была написана в 1925 г.
Энциклопедический Фонд