Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Народность искусства
Народность искусства - категория эстетики, выражена во взаимоотношениях художественного творчества и народа, в художественной практике эта конкретно-историческая категория социально обусловлена.
Проблема народности искусства имеет ряд противоречивых аспектов - народ является создателем и потребителем произведения; художественное творчество должно быть доступно и соответствовать строю народного мышления, но художник не должен идти за вкусами публики. Задача народного искусства состояла в том, чтобы перевести восприятие аудитории на другой уровень. У народа высокие эстетические запросы, достаточно вспомнить произведения народных мастеров. Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе традиции и преемственности. Коллективный метод работы также проявляется в историческом времени при работе над образом - это повторение и вариации, а также разработка подробностей мифо-поэтических содержаний. Синтез заложен в образе и соединении живописного, графического, и пластического начал. Народное искусство в начале XX в. выделилось в самостоятельный художественный вид творчества, получило в научной практике родовой статус и перспективы в изучении, избавляясь в течение некоторого времени от фрейдистких и других обезличивающих концепций. Народное искусство ориентировано на канонические системы, коллективный опыт базируется на этническом самосознании. В начале века были предприняты этнографические экспедиции для изучения народного творчества. В музеях этнографии в С-Петербург, Киеве и других городах хранятся работы народных художников, рисунки - зарисовки предметов быта с начала столетия -рисунки "малёвки" и рисунки, которые можно отнести к графике. Слово "малёвки" относится к рисункам на бумаге, которые предназначались для расклейки, украшения жилого помещения, происходит слово от вида деятельности "малювальницы" - те, кто занимаются росписью хат. В предреволюционное время росписями украшались и представительные дома, например Дом Полтавского губернского земства. В первой четверти XX в. к вопросу народного искусства относились серьёзно, издавались альбомы, собирались коллекции в том числе и "малёвок", делались зарубежные выставки в культурных центрах западной Европы, которые были подобны триумфальному шествию, издавались книги. Представляет интерес книга талантливого исследователя русского народного искусства В. Воронова (1924) "Русское крестьянское искусство" с обращениями к интеллигенции. Знаменательной вехой стали встречи народных мастеров с профессиональными художниками. Для совместной работы создавались производственные Экспериментальные художественные мастерские в 1935-1938 гг., где создавались предметы народно-декоративного творчества, графика, картины. Особых успехов школы народных мастеров достигли в 1936-1938 гг., демонстрируя свои работы на выставках в Киеве. Мало кто знает, что в начале века в Полтавской области (сейчас Киевской) была создана художественная мастерская в с. Веселиновка помещицей Семиградовой. Здесь народные мастера знакомились с профессиональной живописью и графикой. Хотя изначально организаторами мастерской интерес был проявлен к украинскому барокко, впоследствии на творчество мастериц оказала влияние известная Александра Экстер. Она в 1919 г. работала в Киеве театральным художником и была связана с этими мастерскими, можно утверждать и говорить о "школе" А. Экстер - вкусе, манере, её мировоззрении. Рассматривая глубоко индивидуальные рисунки народных художниц этой мастерской можно наблюдать постепенную утрату опыта по созданию " малёвок", утрату каноничности в построении этих рисунков, на которые переносился орнамент настенной росписи, его функциональность. Теперь лист бумаги, его фон, масштаб были насыщенны цветом, композиция приобретала самостоятельную ценность, художник осознавал свою работу как другой уровень ценности - особый мир художественного произведения. (Традиции и новаторство - Интенциональные миры. Существенным моментом народного сознание является эстетическая потребность, которая проявляется человеком в концентрированном виде в искусстве, Эстетическая потребность выстраивается на бескорыстном отношении, качественные характеристики её проявляются в детском возрасте и продолжаются в течение всей жизни человека, поле проявления эмоциональных факторов обширно. Ярким примером выше сказанного является премьера и исполнение Ленинградской симфонии Д.Шостаковича во время ленинградской блокады. Потребность в эстетическом народа является основанием аксиологического ценностного силового поля в каждый исторический период. Что остаётся жить в веках? Диалог между уже присутствующим созданным произведением, обогащённого смыслами и тем, что отсутствует в сознании новых поколений? - Можно ответить с надеждой словами филолога и теоретика искусства М.Бахтина о "воскресении и возвращении" эстетической потребности - " у каждого смысла будет свой праздник возрождения" и постановкой вопроса в научной практике о дальнейшем изучении народного творчества с позиций интенциональности - это структура организации смысла и значения, анализ способа восприятия в интенциональной данности художественного произведения, интерпретации в восприятии, как чувственная видимость образа и представления о предметной природе сознания. |
|
|