Термин в Энциклопедическом Фонде

Устройство автомодели

Автомодель - уменьшенная копия настоящего  автомобиля, которая повторяет конструкцию прототипа, но часто имеет собственную конструкцию и похожа на прототип только внешне.
Моделизм изначально связан с техникой и средствами передвижения. Самым первым средством передвижения исторически признан морской транспорт, поэтому первыми моделями стали именно модели кораблей, а первым  видом моделизма можно считать корабельный моделизм.
История моделизма берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Старейшие находки данной тематики восходят к Х в. до н.э. и представляют собой копии кораблей того времени, выполненные из раскрашенной глины и дерева.
Следующим шагом в развитии моделизма стали так называемые "построечные" модели. При помощи подобных моделей строились настоящие корабли: деталь в модели увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть корабля. Таким образом строился весь корабль. Здесь впервые был применен термин масштаб.
В XIX в. появились первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолетов. Самый большой интерес получил именно авиационный моделизм, т.к. такие модели и сами их прототипы в те годы считались экзотикой.
Первую сборную модель - копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании "Skybird", выпустившей такую модель в масштабе 1/72.  Этот размер и по сей день считается эталоном для многих производителей сборных моделей. 
В дальнейшем появились сборные модели вертолетов, зданий, сооружений, фигуры экипажа и участников военных действий, а также целые масштабные композиции - диорамы.

Основные узлы автомодели
Шасси
-  несущая конструкция автомодели. Для многих автомоделей используется шасси в форме "ванна" из АБС-пластика, его высокие края по бокам сделаны для увеличения жесткости. Для шоссейно-кольцевых и дрифтовых автомоделей используют шасси по типу "дек" - представляет из себя ровную плоскую платформу за счет этого- уменьшается вес, изменяется аэродинамика и используются другие, более легкие и прочные материалы для изготовления (карбон, графит)

Подвеска - это механизм, который связывает колеса с автомобилем и позволяет им перемещаться в заданных направлениях, поворачивать, повторять профиль дороги.

Трансмиссия - это все, что связывает двигатель с ведущими колесами. Трансмиссия в автомобиле выполняет следующие функции:
 - передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам; 
- изменяет величину и направление крутящего момента; 
 - перераспределяет крутящий момент между ведущими колесами.
Трансмиссия модели в основном повторяет устройство настоящих автомобилей. Большинство моделей имеют полный привод и два дифференциала на осях. Иногда добавляется третий, межосевой дифференциал. Для передачи крутящего момента от двигателя к осям имеется два способа: карданный привод, ременной привод.
Слиппер (от англ. Slipper) - аналог сцепления, защищает приводные шестерни от знакопеременных нагрузок при прыжках и езде по неровной поверхности с пробуксовкой колес.

Электроника
Электрооборудование типовой автомодели включает в себя: как минимум, 1 сервомашинку, радиобокс, аккумуляторы, микросхемы управления и т.д. Электрооборудование модели с ДВС и электромодели  различается.  Модели с ДВС регулятора скорости не имеют, вместо него стоит вторая сервомашинка, приводящая заслонку карбюратора и привод тормозов. Небольшой бортовой аккумулятор подключается прямо к приёмнику. Модели с задним ходом требуют третий канал управления и третью сервомашинку, которая механически переключает коробку передач.

Двигатель
Модельные двигатели являются продуктом высоких технологий и требуют соответствующего к себе отношения. Различают автомодели с двигателем внутреннего сгорания и модели с электрическим приводом.

Источники энергии
1. Химическое топливо. Применяется на моделях с ДВС
2. Электрические аккумуляторы. Используются в моделях с электрическим приводом.

Коробка передач и сцепление
Модели с ДВС зачастую оснащаются коробкой передач с двумя или тремя ступенями. Переключение передач происходит автоматически. Сцепление центробежное, срабатывает автоматически, то есть трогание происходит на определённых оборотах двигателя. Немногие модели не имеют заднего хода изначально, но их можно модернизировать, установив модуль реверса, управляемый с передатчика отдельным каналом.
Есть и небольшой класс электромоделей с коробкой передач. Это либо модели грузовиков с прицепами, способные перевезти несколько килограмм груза, либо джипы, которые могут взбираться на очень крутые поверхности.

Тормоза
В электрических моделях двигатель не только разгоняет, но и тормозит модель. Тормоза моделей с ДВС устроены по сходному принципу с тормозами настоящих автомобилей. Тут уже есть хотя бы один тормозной диск. На более сложных моделях уже 2 диска, есть возможность настраивать распределение тормозного усилия по осям, тормозные колодки делают из феродо.

Колеса
Шину модели не накачивают воздухом как на настоящем автомобиле, вместо этого между шиной и диском делается вставка из пенного наполнителя, её жёсткость заметно влияет на поведение модели. Покрышки для дрифтинга не имеют полости внутри, а являются целиковыми. Колёсные диски в основном делаются из пластика, металлические из-за большой массы используют в дисциплинах трофи, для понижения центра тяжести.

Кузов
Кузов автомодели обычно бывает сделан из лексана, прозрачного поликарбонатного пластика. Кузов выходит достаточно тонким и лёгким, но при этом гибким, не боящимся ударов.

Используемые источники
1. stellamodels.ru.
2. motortalk.ru.
3. rcdrive.ru.
4. centerhobby.ru.
5. rclus.ru.
6. modelmaster.ru.
7. ru.wikipedia.org.

Энциклопедический Фонд