Термин в Энциклопедическом Фонде

Лебедев Владимир Васильевич

Лебедев Владимир Васильевич  (14(26).05.1891, Петербург - 21.11.1967, Ленинград) - Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

Учился у А.И. Титова в Петербурге в 1909 г., в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в батальной мастерской у Ф.А. Рубо в 1910-1911 гг., в частной школе живописи, рисования и скульптуры М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда в Петербурге в 1912-1914 гг., посещал вольнослушателей высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1912-1916 гг. Член "Союза молодежи" (1913), Объединения новых течений в искусств 1921-1922 гг., общества "Четыре искусства" с 1928 г. Один из основателе петроградских "Окон РОСТА", возглавил там агитплакатную мастерскую в 1920-1922 гг., участник выпусков "Окон ТАСС" в 1942-1945 гг. Работал художественным редактором Детиздата в Ленинграде в 1922-1934 гг., создал ленинградскую школу иллюстрированной детской книги. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских в 1918-1921 гг., профессор.

Занимался станковой графикой: серии "Прачки" (1920-1925), "Нэп" (1925-1927), наброски обнаженных, плакаты. Писал натюрморты, портреты (в основном женские), ню, полотна на спортивные темы. Разрабатывая новую живописную систему, создал множество этюдов, но картины ( в его собственном понимании) так и не написал. Первоначально опирался на кубизм, отчасти супрематизм, применял стилизацию в стиле лубка. Живописные полотна рубежа 1910-х - 1920-х гг. подчеркнуто предметны, натюрморты этого времени неожиданно близки неоакадемизму, аналогичны работам В.И. Шухарева ("Натюрморт с палитрой",1919). Развитие шло в сторону импрессионистического обогащения и утончения колорита, при этом сохранялась, однако, ясная конструктивная основа композиции. Искусно сочетал розовые и голубые оттенки иными словами, строил колорит на активизации тепло-холодности, в мерцании которой могли растворяться локальные пятна цвета ("Натюрморт с гитарой", 1930). В работе "Девушка с букетом" (1933) чувствуется ирония по отношению к персонажу.

В.В. Лебедеву отводилась почетная роль патриарха детской книги, главы ленинградской школы иллюстрации. Безусловно заслуженное, это звание позволяло высветить лишь одну грань его творческого наследия, большая часть которого оставалась за пределами общественного внимания.

В.В. Лебедева постигла участь многих деятелей культуры - его судьбу изменила необходимость вынужденного эстетического компромисса, явственно разделившего его искусство на два этапа - 20-30-е  и 40-50-е гг. Становилось понятно, почему сам художник не любил свое позднее творчество и решительно отказывался от персональной выставки, осуществленной лишь после его смерти.

Используемые источники
1. Владимир Васильевич Лебедев. Живопись, графика 1920-1930-х гг. из  коллекции Государственного Русского музея.
2. Всеобщая история искусств. Том шестой. "Искусство XX века".

Энциклопедический Фонд