Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
|
Термин в Энциклопедическом Фонде
Электронная музыка![]()
Электронная музыка - популярное направление XX в., объединяющее множество музыкальных жанров и стилей. В общепринятой терминологии "электронная музыка" означает музыку, которая создана с помощью электронных средств: компьютеров, синтезаторов, драм-машин, секвенсеров, семплеров и т.д.
История В 1916 г. группа молодых безызвестных музыкантов основывала объединение - Dada. Их движение становится принципиально новым течением мировой музыки, их идеей становятся новая "религия духа", пацифизм, свобода слова и открытость самовыражения. Придерживаясь либерализма и стирая грани между языками, идеи Dada проникают в их песни и выражаются звуками. Новая группа создаёт свой уникальный музыкальный стиль - совершенно новый, основанный на сочетании звука и шума. Это становится первым отзвуком современного "Industrial". Основным источником вдохновения Dada становится Луиджи Руссоло, итальянский композитор, занимавшийся разработкой и созданием звуковых машин, производящих шумы, одно из них стал современный синтезатор. Постепенно электронная музыка охватывает всё новые горизонты, начинается век новых звуков. Вместе с тем популярность получают и ряд звуковых машин, позже признанными электронными инструментами, создаются всё новые концепции, а электронные звуки закрепляют свое значение в современной музыке. Позже в позже шестидестые, миру предстают такие исполнители и группы, как Pink Floyd, Emerson Lake & Palmer, The Residents. Это заставляет буквально взорваться весь музыкальный мир. Прародителем ритмов можно назвать немецкого физика, математика
Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz (1821-1894). В 1860 г. он опубликовал работу " Sensations of Tone: Psychological Basis for Theory of Music "
- практические выводы и анализ собственных изысканий в области электромагнитных вибраций металла и стекла. Сконструированный им электрически управляемый прибор получил название "Helmholtz Resonator".
Развитие Начало электронной музыки как самостоятельному направлению было положено на рубеже 60-70 гг. прошлого столетия стараниям Klaus Schulze и группы Tangerine Dream. Черпая основные идеи из психоделического рока и краут-рока, музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. К концу 70 гг. установились четыре основных направления в развитиия электроники: 1). Электронно-инструментальная рок-музыка (или традиционная электроника): используется полный набор электро-музыкальных инструментов. Лидеры этого течения - Tangerine Dream, Space, Vangelis. 2). Синтезаторная музыка "космической" тематики. Легкий популярный стиль - Jean Michel Jarre. Психоделический стиль, "Берлинская школа" - Klaus Schulze. 3). Фоновая музыка, лишенная четкого ритма и определенной мелодии, получившая название "эмбиент". Автором этого определения стал Brian Eno, который по праву считается основателем стиля. Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до него. 4). Техно-музыка, основанная на широком использовании элементов звучания технических устройств, которые имитируются синтезатором. Бесспорные пионеры данного стиля - группа Kraftwerk. То обстоятельство, что у молодой элеткронной музыки появилась небольшая, но верная армия поклонников, послужило толчком для ее дальнейшего развития. Начинающему слушателю электронная музыка известна прежде всего по творчеству французских музыкантов. Таковыми явились Жан Мишель Жарр и группа Space, во главе с Дидье Маруани. Они первые сделали электронику популярной и доступной для массового слушателя. Дебютный альбом Жарра "Oxygene" 1976 года до сих пор считается одним из лучших. Произведения Space ("Magic Fly" и другие ) - классика жанра. К сожалению, группа Space быстро распалась, но вот Жан Мишель Жарр выпустил более десятка альбомов и концертных релизов. Огромное количество работ записали Tangerine Dream и Клаус Шульц, начинавший играть в составе этой группы, а после с головой окунувшийся в глубокую психоделику. На волне успеха первопроходцев выросли многие музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и эмбиента образовался стиль "new-age", делающий упор на легкое медитативное звучание. Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Kitaro. Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, а в нашей стране - Зодиак, Арго,Эдуард Артемьев. Лучшие их произведения ничуть не уступают признанным хитам маститых электронщиков. Мощную ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют Laserdance и Кото. Но более всего различных подстилей и ответвлений содержит техно-музыка. Идеи Kraftwerk были "на ура" восприняты в ди-джейских клубах, и на поверхность из клубного андерграунда постепенно вышел новый стиль техно, в котором ритм и эффекты ставятся на первой место. Мелодия не обязательна, ибо цель такой музыки - достижение технотронного экстаза. Не случайно на клубных вечеринках зачастую использовались химические стимуляторы для усиления эффекта. Но существуют также и более музыкальные варианты техно, слушать которые можно и нужно. При соединении техно и эмбиента зародилась IDM - серьезная техно-музыка, открытая к разного рода экспериментам. Таковую играют Orb, Autechre, Aphex Twin. Лидерами "психоделического транса" являются Juno Reactor и Аstral_Projection. И, наконец, соединяя электронную и рок-музыку, мы получаем "Techno-Industrial", в котором нет равных Front Line Assembly, Haujobb, In Strict Confidence. Трансформация Начало XXI в. для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих видов музыки, и для описания альбомов приходится использовать сложные составные определения. Очень популярной является идея создания техно-ремиксов на темы знаменитых композиций 70-80 гг. Такой переработке подверглась музыка Жарра, Space, Вангелиса, да и Tangerine Dream не отказались переработать сами себя, выпустив уже 4-й диск серии "Dream Mixes". Многие техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра, и теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи новаторов. Альбом Жарра "Metamorphoses" выполнен с заметным вливанием техно/поп/нью-эйдж, а Клаус Шульц активно занялся экспериментами с techno/drum'n'base звучанием (альбомы "Dosburg Oniline" и "Trance Appeal"). Техно, транс, эмбиент и индастриэл переплелись воедино в альбомах Delerium, System 7 и Synaesthesia. Синтез тяжелого альтернативного панк-рока и техно представляют Velvet Acid Christ и Wumpscut. Электронная музыка, обладая многочисленными ответвлениями, динамично развивается в современной музыкальной культуре. Используемые источники 1. synthasy.narod.ru. 2. pdj.ru. 3. ru.wikipedia.org. 4. psychedelic.ru. 5. kitaroworld.narod.ru. 6. artpages.org.ua. 7. pink-floyd.ru. 8. britannica.com. 9. jeanmicheljarre.com. |
|