Термин в Энциклопедическом Фонде

Хохломская роспись

Хохломская роспись по дереву, старинный русский народный художественный промысел, возник во 2-й половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики "Хохломская роспись" и "Семёновская роспись", и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы). Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Особенностью хохломского промысла является декоративная растительно-травяная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону без применения драгоценного металла . На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный или алюминиевый порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Поначалу сложились два основных вида хохломской росписи- "верховое" письмо и "кудрина". Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как- бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют "ведущей", или "корнем". Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный- главный элемент (например, гроздь рябины или цветок), вокруг- более мелкие- второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды и цветы).
При "верховом" письме рисунок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и закалки становится золотым. Один из наиболее древних вариантов- "травка"- узор из крупных и мелких травинок, составляющих ведущую и все элементы. Орнаменты, в которые, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носят характерные названия "под листок" и "под ягодку". Оригинальная роспись "пряник" которую выполняют обычно внутри чашки или блюда. Это геометрическая фигура- чаще всего квадрат или ромб, украшенная травкой, ягодами, цветами.
"Кудрину" отличает стилизованное изображение листьев, цветов, замысловатых завитков. Незанятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко- красном или черном фоне. У возникшей позже росписи "под фон" с "кудриной" много общего. Сначала рисуется "ведущая" с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем точно так-же незанятое пространство записывается краской- чаще всего черной. И уже по закрашенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы "травкой".

Традиционные элементы Хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.

Технология
Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева.   И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует от людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.

В  производстве используется  дерево разных пород, в основном - липа.  Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают  чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши.

Некрашеную посуду называют в промысле "белой" или "бельем".  Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-"колосниках" досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. 

Последняя подготовительная операция  - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную . Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски - коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 0C. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в "золото", и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью.

Значимая информация
Хохломские изделия используются и в различных мероприятиях высокопоставленных правительственных структур: например, к инаугурации президента РФ Медведева Д.А. была изготовлена хохломская деревянная ложка, превышающая его рост.



Источники информации:
1. tourismnn.ru
2. bankreferatov.ru
3. russia.rin.ru
4. rospis.net
Энциклопедический Фонд