Термин в Энциклопедическом Фонде

Учебное парусное судно "Седов"

УПС "Седов" - российское учебное парусное судно, занесенное в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней. Четырёхмачтовый барк назван в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире.

Общая информация
Судно является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и вторым по величине после 5-мачтового "Royal Clipper", построенного в 1999 г.
Барку "Седов" принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 12,6 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 г. Бывали дни, когда "Седов" проходил за сутки 300,9 морских миль! (30 июля 1992 г.).
С 1966 по 1998 гг. судно совершило 55 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время пройдено более 300 тыс. морских миль.

Технические данные парусника    
Страна-владелец: Россия
Порт приписки: Россия, г. Мурманск
Год постройки: 1921 г.
Верфь: Friedrich Krupp Germaniawerft, Kiel (верфи Крупа, Германия, г.Киль)
Тип судна: 4-х мачтовый барк
Корпус: сталь
Водоизмещение: 6 148 т
Длина корпуса: 109 м
Наибольшая длина: 117,50 м
Осадка: 6,70 м
Ширина: 14,70 м
Высота мачт (от ватерлинии): 58 м
Площадь парусов: 4 192 кв.м
Количество парусов: 32 шт
Энергия ветра: 8 000 л.с.
Марка двигателя: Вяртсиля
Мощность двигателя: 2 800 л.с.
Скорость под двигателем: 10 узлов
Скорость под парусами: до 12 узлов 
Тоннаж: 3 556 дп.т
Эксплуатация: учебное судно рыболовного флота, парусное обучение
Членов экипажа: 54 человека
Практикантов (курсантов): 146 человек.

История
В феврале 1921 г. в Киле (Германия) состоялась торжественная церемония спуска на воду четырехмачтового барка, получившего имя "Магдалена Виннен". Его заказчик - немецкий судовладелец Ф. А. Виннен - предполагал, что "Магдалена Винен" будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.
В 1930-х гг., в связи с мировым экономическим кризисом, большое число судов оказалось на приколе, а их команды - на бирже труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам. В 1936 г. Наступил черед и "Магдалены Винен". Ее приобрела пользовавшаяся государственными дотациями фирма "Норддойчер Ллойд"(Северо-немецкий Ллойд). Барк переименовали в "Kommodore Johnsen"("Коммандор Йонсен" и перестроили, превратив в учебное судно. Были оборудованы: две надстройки, соединив общей палубой спардек и ют (верхнюю палубу и кормовую надстройку судна). Благодаря этому удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 практикантов. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки, цистерна питьевой воды на 40 т, санузлы. Ради рентабельности трюмы все же сохранили для перевозки грузов.
Во время Второй мировой войны судно находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для доставки снабжения войскам под буксиром.
После разгрома фашистской Германии и окончания Второй мировой войны в соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк "Падуя" (3257 т), приобретший имя "Крузенштерн", барк "Горх Фок" (1392 т), его новое имя "Товарищ-ІІ" и "Коммодор Йонсен", переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914).
11 января 1946 г. парусник "Седов" был передан Советскому Военно-Морскому Флоту в качестве учебного судна. Несмотря на тяжелое послевоенное положение и связанные с ним материальные трудности, средства на восстановление парусника и необходимые материалы были выделены. Особых забот потребовали пришедшие в ветхость за годы войны такелаж и парусное хозяйство. Однако судно в море выйти не смогло вплоть до 1952 г., пока акватория Балтийского моря не была очищена от мин.
С 1957 г. "Седов", оставаясь в классе учебного судна, как бы по совместительству начал исполнять функции океанографического судна. В ходе этих исследований экипаж моряков-седовцев и коллектив научных работников совместными усилиями стерли немало "белых пятен" с карты Атлантического океана.
В 1965 г. корабль был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонал рыболовецкого флота. Портом приписки "Седова" стала Рига.
В начале 1970-х гг. барк переживал трудные времена и чуть было не погиб. В ожидании давно назревшего ремонта судно почти четыре года стояло в Ленинграде и ждало решения своей судьбы. Новые владельцы по существу планировали сдать барк на слом, доказывая бесперспективность идеи обновления учебного судна. Но на защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ, когда-то работавших на нем или проходивших практику. Призыв был услышан, и судно поставили на ремонт в Кронштадт. За шесть лет реконструкции старый 500-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., поставлено электронное навигационное оборудование, новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи, были оборудованы кубрики для 164 курсантов, учебные классы актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна.
С 1975 по 1981 гг. вместе с капитальным ремонтом прошёл модернизацию. Как вспоминал капитан парусника В.Т. Роев: "От старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки". 
Свой первый рейс, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, "Седов" сделал в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения датчанина Витуса Йонассена Беринга. Это было начало, за ним последовали не менее интересные рейсы.
В 1983 г. впервые за время своего пребывания в Советском Союзе судно посетило родной порт Бремерхавн, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.
В 1984 г. "Седов", которым командовал А.Б. Перевозчиков, совершил плавание, также приуроченное к юбилею, на этот раз к 400-летию со дня основания города Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск, где начинался праздник. "Седов" стоял у Красной пристани, той самой, от которой когда-то на парусно-паровом судне "Св. Фока" начинал свой поход Георгий Яковлевич Седов.
В 1986 г. "Седов" принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником, включая Регату Колумба 1992 г.
С 1989 г., помимо отечественных курсантов, судно принимает на обучение и иностранных любителей приключений.
В апреле 1991 г. в связи с получением Латвией независимости Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передан его Мурманскому Государственному Техническому Университету. А в июле 2000 г. наша страна вновь могла лишиться своего корабля. "Седов" получил приглашение в Брест для участия в международных гонках. Прибыв туда, он был арестован по иску швейцарской компании "Нога" за долги российского правительства. Это событие вызвало дипломатический скандал. К счастью, дело было прекращено по постановлению французского суда, решившего, что корабль является собственностью независимой организации и потому не несет ответственности за государственные долги.

Участие в парусных регатах и гонках
С 1966 по 1998 гг. судно совершило 55 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время пройдено более 300 тысяч морских миль.
В 1991 г. в парусной регате "Cutty Sark" занял первое место.
В 1995 г. в регате "Tall Ships's Races" также первое место.

Используемые источники
1. sedov.mstu.edu.ru.
2. sts-sedov.info.
3. windgammers.narod.ru.

Энциклопедический Фонд