Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Потоковая передача данных![]() Потоковая передача данных - технология, называемая также "потоковое мультимедиа" - представляет собой набор средств и методов для обеспечения непрерывного получения пользователем аудиовизуальных данных от провайдера потокового вещания. Технологии потоковой передачи данных становятся все более важными с развитием сети интернет, поскольку большинство пользователей пока не имеет достаточно высокой скорости доступа для быстрой загрузки больших файлов мультимедиа. Используя эту технологию, программа или браузер клиента может начать воспроизведение мультимедиа данных, не дожидаясь загрузки всего мультимедийного материала. Так как звук и изображение отправляются абонентам в виде потока данных, такая передача называется "потоковой". Для решения проблемы быстрого доступа к медиа-файлам через Интернет используется сочетание агрессивной компрессии с потоковой передачей данных. Сетевые протоколы пересылают файлы "пакетами" - фрагментами данных, непригодными для непрерывного проигрывания. Для обеспечения работоспособности технологии приложения для приёма-передачи данных реализуют по клиент-серверной технологии, при которой сервер собирает поток и, при получении запроса от клиента, отправляет этот поток ему. Клиент же получает данные, обрабатывает их и преобразовывает в звук и изображение. Если клиент получает данные недостаточно быстро, их воспроизведение не будет гладким, то есть будет обрываться или замирать. Возможна и обратная ситуация, когда приложение получает данные быстрее, чем воспроизводит. Для преодоления этой проблемы приложения, осуществляющие потоковую передачу медиа-данных, сохраняют полученные пакеты данных в памяти ("буферизируют"), вследствие чего обеспечивается проигрывание файла с постоянной скоростью. Компрессия данных является компромиссом между качеством передаваемых данных и скоростью самого компьютера, а также скоростью доступа в интернет. Изначально потоковая передача данных применялась для передачи аудио (интернет-радио и т.п.) Первая аудио-трансляция в интернете была произведена в США в августе 1994 г. Пионером в этой области стала компания RealNetworks (носившая тогда название Progressive Networks) основанная в 1995 г., а их формат RealAudio постепенно завоевал популярность и превратился в общепринятый стандарт, наравне с такими популярными сегодня форматами, как Flash или MP3. В последних версиях RealAudio предусматриваются динамическая компрессия, которая может переключаться в зависимости от качества соединения, а также обработка аудиоданных в реальном времени на стороне клиента (например, очистка и восстановление полученного звука). Компанией RealNetworks был также разработан формат RealVideo (1997 г.), однако в Российском сегменте интернета он не получил сильного распространения. У аудиоверсий форматов QuickTime (первый релиз 2 декабря 1991 г.) и Windows Media имеются особенности, связанные с потоковой передачей данных. Так, при кодировании файлов в формат Windows Media Audio (WMA) используется непосредственно операционная система, вследствие чего, при желании, файлы можно закодировать так, что открыть их смогут только определенные пользователи. Технология DRM (Digital Rights Management, или система управления правами на цифровые данные) позволяет поставщикам данных различного содержания шифровать файлы таким образом, чтобы открыть их можно было лишь при наличии специального ключа (вполне естественно, что эту технологию особенно пылко приветствуют представители музыкальной индустрии). Помимо Windows Media DRM существует и другая, немного отличная от нее система шифрования и дистрибуции под названием Liquid Audio, которая поддерживается и программой Windows Media Player, и программой RealPlayer. С увеличением скорости доступа в интернет у пользователей появилась возможность организовать не только аудио, но и видео-трансляции. Однако первая трансляция была произведена американским телеканалом ABC ещё в 1994 г. Для приёма передач использовался клиент CU-SeeMe, разработанный в 1992 г. Однако клиент CU-SeeMe не стал популярным. По способу организации потока различают протоколы "последовательные" (Progressive Streaming) и "в реальном времени" (Real-time Streaming). Передачу последовательным способом организовать проще, поскольку видео загружается на жёсткий диск пользователя и воспроизводится уже с него. Для его передачи достаточно воспользоваться обычным вэб-сервером. При организации передачи данных в реальном времени необходим специальный потоковый сервер (Unreal Media Server, Adobe Flash Media Server и тп.). Для воспроизведения потокового видео сейчас наиболее популярны протоколы RTSP, Multicast, RTMP, а также P2P и ещё несколько менее популярных реализаций:
Воспроизводить потоковое вещание могут практически все современные медиа-проигрыватели, однако наиболее часто используются встраиваемый в вэб-страницы flash-плеер и программа SopCast, позволяющая организовать передачу данных по протоколу P2P. Популярные программы QuickTime и Windows Media также имеют возможность воспроизведения потокового видео, но редко используются для этого. Также распространена универсальная программа с открытым исходным кодом VideoLAN, которая позволяет не только получать, но и создавать свои потоки данных. Используемые источники: |
|
|