Термин в Энциклопедическом Фонде

Двухтактный двигатель

Двухтактный двигатель - тип двигателя внутреннего сгорания, в котором рабочий процесс совершается за 2 хода поршня (за один оборот коленчатого вала). Чаще всего двигатели такого типа устанавливаются на мотороллеры, мотоциклы, газонокосилки, моторные лодки, мотопилы, гидроциклы, картинги.

История создания
В 1859 г. бельгийским изобретателем Жаном Жозефом Этьеном Ленуаром был изобретен и запатентован первый одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания, с электрическими свечами зажигания, работающий на угольном газе. В 1863 г. Ленуар дорабатывает двигатель, теперь он работает на нефтяном топливе и имеет примитивный карбюратор.
В 1872 г. американский инженер-механик Джордж Брайтон запатентовал первый двухтактный, двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Его двигатель использовал керосин в качестве топлива, поэтому не нуждался в запуске газогенератора, как газовый двигатель Ленуара.
31 декабря 1878 г. немецкий инженер Карл Бенц получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.
Рабочий цикл двухтактного двигателя
В двухтактном двигателе, при вращении коленчатого вала, поршень движется из нижней мертвой точки вверх, перекрывает впускное и выпускное окно и сжимает воздушно-топливную смесь, находящуюся над поршнем. За счет образовавшегося в кривошипно-шатунной камере разряжения, впускной клапан открывается и впускает новую смесь. При достижении поршнем верхней мертвой точки - топливно-воздушная смесь воспламеняется искрой от свечи, расширяется в объеме и толкает поршень вниз. При движении поршня он открывает выпускное окно, в которое попадает отработанная смесь и впускное окно, в которое попадает смесь из кривошипно-шатунной камеры. При движении поршня вниз, создается необходимое давление для закрытия впускного клапана, чтобы избежать попадания рабочей смеси обратно во впускной коллектор.

Преимущества и недостатки
Для нормальной работы, двухтактному двигателю обязательно необходимо сопротивление на выпуске, иначе значительная часть рабочей смеси будет вылетать в выпускное окно не сгорев. При использовании глушителей определенной формы и размеров, которые расчитываюся индивидуально под характеристики двигателя, можно добиться прироста мощности до 20%.
По сравнению с четырехтактным двигателем, двухтактный обладает рядом преимуществ:
- более высокая мощность при том же объеме двигателя за счет большего числа рабочих циклов при одинаковом количестве оборотов коленвала;
- отсутствие системы клапанов, что упрощает конструкцию в целом и позволяет удешевить ее;
- более простое обслуживание и ремонт.
Из минусов можно назвать меньший ресурс по сравнению с четырехтактным двигателем, меньшую экономичность и большую шумность.
Смазывание двухтактного двигателя производится путем добавлением небольшого количсвта масла в бензин, обычно в пропорции 1:50. При этом необходимо использовать качественное масло, так как сгорая, масло оставляет отходы на поршне и выпускной системе ухудшая этим характеристики мотора.
В настоящее время двухтактные двигатели практически не производятся из-за ужесточения экологических норм.

Использованные источники
1. schwabenkart.de.
2. dic.academic.ru.
3. rocky-road.net.
4. ru.wikipedia.org.
Энциклопедический Фонд