Термин в Энциклопедическом Фонде

Тетрис

В Энциклопедическом Фонде опубликованы:
  • энциклопедическая статья Тетрис
  • энциклопедическая статья Тетрис

Тетрис

Тетрис - культовая компьютерная игра, разработанная в СССР
Алексеем Пажитновым (06.06.1984). Идеи "Тетриса" заимствованы у игры пентамино.
Интерес к фигурам домино, тримино, тетрамино и пентамино в СССР возник благодаря книге С. В. Голомба "Полимино" (издательство "Мир", 1975). В журнале "Наука и жизнь" с 1970-х гг. был постоянный раздел, посвящённый составлению фигурок из набора, что способствовало росту популярности игры. Первая версия была реализована Пажитновым на компьютере Электроника-60.
Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, что определяло его интерес к головоломкам и классическому пентамино. Пажитнов пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Мощностей оборудования для вращения пентамино не хватало и приходилось отлаживать на тетрамино, что и определило название игры. Основная идея "Тетриса" - чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали. Для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.
Венгерские программисты реализовали игру на разных платформах, что привлекло к игре внимание главы британской софтверной компании Andromeda. Он попытался договориться о покупке прав на версию для ПК сначала с Пажитновым, потом с МВЦ, но ещё до оформления сделки с российскими разработчиками глава компании Andromeda продал права на "Tetris" компании Spectrum Holobyte. То есть, все релизы западных версий "Тетриса", по сути, были незаконными.
В 1986 г. Spectrum Holobyte выпустила версию для IBM PC в США. Популярность игры была огромной, она стала бестселлером.
В 1987 г. Andromeda заявила о своих правах на игру для PC и любых других домашних компьютеров, продавая другим компаниям лицензии на выпуск разновидностей "Тетриса". В 1988 г. советское правительство, в лице госорганизации "ЭлектронОргтехника" ("ЭЛОРГ"), заявило о своих правах на "Тетрис". В итоге, к началу 1989 г. до полудюжины различных компаний заявили о своих правах на версии "Тетриса" для разных компьютеров, игровых консолей и карманных игровых систем. "ЭЛОРГ" заявила, что эти компании не имеют никаких прав на версии для игровых автоматов и предоставила эти права компании Atari Games. Права же на версии для игровых консолей (видеоприставок) и портативных игровых систем, в острой и драматичной конкурентной борьбе с Atari (в которой могли быть замешаны самые высокие лица советского государства) - компании Nintendo. Сумма сделки с Nintendo составила 450 тыс. долларов, плюс 50 центов с каждого проданного картриджа.
Nintendo от продажи игры получила очень неплохие прибыли, но сам Алексей Пажитнов (в 1991 г. переехавший в США) смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 г., когда истёк срок первоначальной лицензии, и он начал получать первые (весьма небольшие) отчисления от продаж. В 1996 г. он с Хенком Роджерсом создал компании The Tetris Company LLC и Blue Planet Software, пытаясь получить прибыль от бренда Tetris. The Tetris Company LLC зарегистрировала слово Tetris как торговую марку. С тех пор несколько компаний купили у TTC лицензию на торговую марку, но законность игр тетрамино, которые не используют название Tetris, не оспаривалась в суде. По американским законам, игру нельзя защитить авторским правом (только запатентовать), поэтому основным имуществом компании является торговая марка Tetris.
В 29 июне 2010 г. Пажитнов сообщил, что ведутся работы над многопользовательской версией игры.
Сейчас игра реализована практически на всех современных компьютерах, включая КПК, мобильные телефоны, игровые видеоприставки, телевизоры (как доп. функция), множество карманных игровых устройств. Есть варианты игры для всех сколько-нибудь распространённых ОС, а также для Java.

Используемые источники
1. igromania.ru.
2. tetris.h12.ru.
3. pspinfo.ru.

Тетрис

Тетрис
Тетрис - культовая компьютерная игра, изобретённая Алексеем Пажитновым в 1985 г. Идею "Тетриса" ему подсказала купленная им игра в пентамино. Пентамино появилась очень давно. Задолго до появления компьютера.

История

Тетрис был впервые написан Алексеем Пажитновым в июне 1985 г. на компьютере Электроника-60. Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое пентамино(Пентамино́ (от др.-греч. πέντα пять, и домино) - полимино из пяти одинаковых квадратов, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами ("ходом ладьи"). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.). 

Пажитнов пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Однако вычислительных мощностей тогдашнего оборудования для вращения пентамино не хватало, приходилось отлаживать на тетрамино, что и определило название игры - "Тетрис" (от др.-греч. τετράς - четыре). В тех опытах и родилась основная идея "Тетриса" - чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали.

Для IBM PC игра была переписана 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.

В мире:

Игра быстро распространилась по всей Москве. Когда игра дошла до Будапешта, венгерские программисты реализовали её на разных платформах, и игра была "обнаружена" британской софтверной компанией Andromeda. Они попытались купить у Пажитнова права на версию для PC, но ещё до оформления сделки они продали права компании Spectrum Holobyte. После неудачи с заключением сделки с Пажитновым Andromeda попыталась купить права у венгерских программистов.В 1986 г. Spectrum Holobyte выпустила версию для IBM PC в США. Популярность игры была огромной, она немедленно стала бестселлером. Дальнейшие детали неясны, но в 1987 г. Andromeda заявила о своих правах на игру для PC и любых других домашних компьютеров. В 1988 г. советское правительство заявило о своих правах на Тетрис через организацию "Электроноргтехника" ("Элорг"). К этому моменту ни Пажитнов, ни "Элорг" не получили никаких денег от Андромеды, но Андромеда заявляла о своих правах на Тетрис и продавала лицензии другим компаниям. К 1989 г. полдюжины разных компаний заявили о своих правах на версии Тетриса для разных компьютеров, игровых консолей и карманных электронных игрушек.

Музыка:

Наиболее известная мелодия, ассоциирующаяся на Западе с Тетрисом - это русская народная песня "Коробейники" ("Ой, полным-полна моя коробушка"). На эту мелодию многие западные музыкальные группы и исполнители делали ремиксы и свои аранжировки, напирая именно на то, что эта мелодия из "знаменитого" Тетриса. Последняя на данный момент версия вышла в альбоме немецкой группы Scooter в конце 2007 г. Композиция называется "Whistling Dave" ("Свистящий Дэйв") и эта мелодия насвистывается на протяжении всего трека. Указанием же на Тетрис служит характерный компьютерный голос в конце композиции, говорящий "Game over". 
В некоторых версиях одной из мелодий является "Калинка" Ивана Ларионова.

Судьба изобретателя

Талантливый программист с восемнадцати лет работает в фирме "Майкрософт", где ему созданы все возможности для самореализации. Задачи, которые он выполняет, несравненно сложнее прославившей его головоломки, но для того чтобы увеличить привлекательность разработанного им продукта, в рекламных целях упоминают, что автором является тот, кто изобрел "Тетрис", Алексей Пажитнов собственной персоной.


Используемые источники
1. calen.ru                        
2.iccup.com
3. tetrisist.ru         
Интервью с Алексеем Пажитновым
Энциклопедический Фонд