Для получения права самостоятельно публиковать энциклопедические и научные статьи, авторам необходимо отправить заявку произвольной формы с указанием минимальных сведений о своей квалификации на e-mail: [email protected]
Юзабилити (от англ. usability - удобство, простота и практичность использования) - одно из понятий в области исследования и проектирования систем взаимодействия "человек-машина" в микроэргономике, которое характеризует для пользователя качество объектов и систем. Употребляется в отношении бытовой техники и компьютерных устройств, но чаще всего - в отношении пользовательского интерфейса, в том числе веб-сайта.
Существуют высказывания о юзабилити как науке и даже идеологии развития информационных технологий. Самый известный теоретик и практик в области юзабилити - Якоб Нильсен (работал в компании "Sun Microsystems", основатель "Nielsen Norman Group"), защитник пользователей и борец за их права.
Широкое использование компьютерных технологий и сети Интернет постоянно ведет к увеличению количества пользователей, а спрос рождает предложение и конкурентную борьбу, что в здоровой экономической ситуации способствует развитию. В данном случае борьба идет за каждого пользователя, который заинтересован в том или ином продукте и является потенциальным покупателем. Если в 60-е гг. прошлого века технологии подчиняли себе пользователя, то теперь пользователь диктует свои условия, действуя по принципу минимальных затрат и предпочитая получать желаемое в самый короткий срок и минимальными усилиями. На современном этапе развития Интернет-индустрии высокий уровень юзабилити интерфейса наравне с его характеристикой полезности являются важнейшими конкурентными преимуществами разработчика и заказчика продукта.
Общие принципы юзабилити интерфейса или его главные составляющие сформулировал Я.Нильсен:
• Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?
• Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?
• Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?
• Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?
• Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?
Юзабилити - важная составляющая процесса производства до начала разработки и во время ее:
1) Использование методологии юзабилити до создания интерфейса закладывает его нацеленность на интересы пользователя. На этом этапе применяются такие методы, как сбор требований, разработка и тестирование прототипов, оценка альтернативных вариантов дизайна, анализ проблем пользователей и т.д. Группа методов зависит от многих факторов, например, особенностей продукта и его целевой аудитории, поэтому в каждом отдельном случае продумывается отдельно.
2) Тестирование продукта на предмет юзабилити в идеале закладывается в бюджет на его создание (около 10% по расчетам Нильсена) и позволяет с помощью реальных пользователей, представляющих целевую аудиторию, понять, отвечает ли интерфейс поставленным целям, каковы его недостатки и степень т. н. "интуитивной понятности". Рекомендуется проводить небольшие тесты на всех этапах разработки. В случае разработки сайта с помощью тестирования можно получить ответы на следующие вопросы:
• Понимают ли пользователи основное назначение ресурса?
• Могут ли пользователи найти на нем нужную информацию и услуги?
• Насколько простым они находят использование этих услуг?
• Насколько простым является заполнение форм (регистрации, авторизации, подачи всевозможных запросов)?
• Достигаются ли цели, которые определили заказчики продукта?
Особенность юзабилити-тестирования также во многом зависит от самого продукта, его назначения и целевой аудитории, но здесь можно выделить основные принципы, о которых стоит помнить, независимо от масштабов проекта:
• Сценарий тестирования должен быть продуман и описан заранее.
• Участники тестирования должны представлять реальную целевую аудиторию. Распространенная ошибка на этом этапе - приглашение в качестве тестеров "дешевой рабочей силы" без учета их репрезентативности (студентов, родственников, сотрудников компании-разработчика или заказчика, которые участвовали в создании продукта и т.д.).
• В ходе тестирования необходимо наблюдать за пользователем. Простая фиксация его ответов при анкетировании без наблюдения даст значительно меньший результат.
• Оплата или другая форма вознаграждения участников тестирования является обычной практикой, а не признаком хорошего тона.
• Даже в случае самых простых продуктов нельзя останавливаться на одном круге тестирования (круг тестирования - комплекс тестов, актуальных на определенном этапе его готовности). Практический совет от Я.Нильсена: "Вместо того, чтобы разоряться на крупное, дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сможете сразу исправлять обнаруженные ошибки. Этот метод последовательного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта."
Помимо тестирования интерфейса существуют и другие способы проверить его на соответствие требованиям юзабилити - это аудит и сравнительный анализ с аналогичными продуктами, уже существующими на рынке. Оценка интерфейса в этом случае, как правило, проводится одним человеком, который тестирует, анализирует и составляет отчет по итогам своей работы. Главный недостаток этого способа заключается в субъективности исследования, а преимущество обычно состоит в цене. Тестирование и аудит юзабилити интерфейса могут проводиться самой компанией-разработчиком, если в ее распоряжении есть соответствующие специалисты, либо сторонней организацией-аудитором.
Сегодня существует международное общество "Association for Computing Machinery Special Interest Group on Human-Computer Interaction" (ACM SIGHCI), которое занимается проблемами взаимодействия человека с компьютером, в том числе юзабилити. Представительство этой организации есть и в России - "Российская группа по взаимодействию человека с компьютером Ассоциации по вычислительной технике". Во многих странах выпускаются книги и периодические издания, посвященные проблемам юзабилити, проводятся семинары, конференции, ворк-шопы, мастер-классы и другие мероприятия, популяризирующие принципы ACM SIGHCI. В знак признания важнейшей роли юзабилити и ориентации на человека при проектировании объектов и систем во множестве стран мира, начиная с 2005 года, ежегодно 10 ноября проводится праздник Всемирный День Юзабилити.