Термин в Энциклопедическом Фонде

Шахматный эндшпиль

Эндшпиль
Эндшпиль (от нем. Endspiel - "финальная игра") - заключительная часть шахматной партии. Характеризуется, как правило, небольшим количеством фигур и увеличением роли короля и пешек.
Эндшпили или окончания условно можно разделить на три большие группы: теоретические;  практические (проблемные); художественные (этюды). К первой группе относятся позиции, подробно проанализированные и решения которых, а также лучшие планы игры обеих сторон, доведенные до конкретных вариантов, хорошо известны. Теоретические окончания (точные позиции) являются ориентирами, помогающие шахматисту в планировании игры. С развитием теории число таких позиций возрастает. Проблемные позиции возникают в реальной шахматной партии в которой одна из сторон может перейти в выгодное для себя теоретическое окончание. Этюд - составленная позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание без указания количества ходов необходимых для достижения этой цели. Этюды содержат довольно сложный задачный элемент с переходом в итоге в теоретические окончания.
Существуют следующие виды основных теоретических окончаний:
технические (матование одинокого короля; пешечные (короли и пешки); легкофигурные (конь и слон против пешек и против друг друга с пешками или без); ладейные (ладья против пешек; ладьи при пешках); ферзевые (ферзь против пешек и ферзь с пешкой против ферзя); смешанные (разноименные фигуры различных "весовых категорий": "лёгкие фигуры" - конь и слон; "тяжёлые" - ладья и ферзь). Наиболее часто на практике встречаются пешечные и ладейные окончания.
Технические окончания - элементарные шахматные позиции с минимальным количеством фигур, в которых одна из сторон, обладая достаточным материальным перевесом, может поставить мат королю соперника (который может остаться один, например: мат ферзём, мат ладьёй, мат двумя слонами и др.).
Пешечный эндшпиль очень конкретен - в нем имеются всего две оценки: выигрыш или ничья. Внешняя простота пешечных окончаний обманчива: они требуют точного расчета и глубокого проникновения в позицию. Основные позиционные факторы при оценке пешечного окончания: наличие или возможность образования проходной пешки, особенно отдаленной или защищенной; возможность прорыва или подрыва; дефекты пешечной структуры (слабые пешки и слабые поля); наличие резервных темпов. Тонкая игра в пешечном окончании часто приводит к позиции цугцванга у соперника. Цугцванг - положение в шахматах в котором одна из сторон оказывается вынужденной сделать невыгодный ход.
В легкофигурных окончаниях на доске, кроме пешек и королей, действуют только легкие фигуры.  Довольно сложная проблема возникает на практике, когда надо решать, какую фигуру оставить для эндшпиля - коня или слона. Ответ на этот вопрос во многом зависит от расположения пешек и королей. В случае закрытой пешечной цепи конь имеет преимущество перед слоном. Напротив, при открытой пешечной структуре слон имеет перевес над конем, т.к. он более оперативен.
Ладейные окончания (ладья против пешек) не только чаще других встречаются на прак­тике, но и наиболее трудны для анализа. Ладья настолько сильная и подвижная фигура, что появляется множество различных тактичес­ких нюансов, и расчет вариантов непосредственно за доской стано­вится особенно трудным.
Ферзевые окончания. При уменьшении количества пешек и фигур в окончаниях ферзь становится еще более подвижным и сила его действия значительно возрастает. В окончаниях ферзь против пешек слабейшая сторона лишь в исключительных случаях добивается ничьей.
В смешанных окончаниях возможны различные варианты, например:
1. Ферзь против легких фигур. Ферзь легко справляется с одной легкой фигурой. Две легкие фигуры иногда могут добиться ничьей благодаря возможности построить крепость (Крепость - разновидность позиционной ничьей, слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника. Идея в этюде разработана и введена в практику Ф. Симховичем в 1926 г.) или блокировке короля соперника, а в этюдах даже выиграть. Что касается трех легких фигур, то обычно они оказываются сильнее ферзя.
2. Ферзь против ладьи (с пешкой или без), Ферзь против ладьи выигрывает почти всегда. При пешках на стороне ладьи реализация преимущества может усложниться из-за возможности построения соперником крепости. Как правило, путь к выигрышу заключается в стеснении фигур соперника и создании позиции цугцванга. Ничья возможна в позициях, где воздвигнутая крепость неприступна или при блокаде короля сильнейшей стороны.
3. Ферзь против двух ладей.  При отсутствии других фигур две ладьи, как правило, сильнее ферзя. Ферзь побеждает лишь в случаях неудачного расположения фигур противника.
4. Ладья против легких фигур (включая пешки). Без пешек в этом окончании материальный перевес реализовать невозможно. Угроза оттеснения короля на край доски не опасна, однако коня не нужно слишком удалять от короля. В борьбе с ладьей рекомендуется отступать королем в угол, противоположный цвету поля слона, чтобы была возможность защиты слоном от шаха ладьей. При равном у обеих сторон числе пешек, расположенных на двух флангах, перевес ладьи обычно является решающим. При пешках на одном фланге шансы на ничью возрастают.
Две пешки на стороне легкой фигуры, как правило, вполне достаточная компенсация за ладью. При наличии проходных пешек у обеих сторон шансы стороны, имеющей ладью, выше, т.к. ладья более мобильна и лучше слона (а тем более, коня) справляется с проходными пешками.
5. Ладья и легкая фигура против ладьи. Ладья с конем против ладьи выигрывают, согласно компьютерному анализу, в 37 % случаев (при ходе сильнейшей стороны) - особенно, когда король слабейшей стороны находится в углу. В окончании "ладья и слон против ладьи" слабейшей стороне практически защищаться значительно труднее, хотя, согласно компьютерному анализу, 60 % позиций являются ничейными (при ходе сильнейшей стороны). Если король защищающейся стороны оттеснен на край доски, то в отдельных случаях поражения не избежать. При этом очень важно расположение королей.
Одной из разновидностей окончания служит пат или патовая комбинация. Пат   (франц.    pat,    итал.    patta - игра вничью),    положение    в   шахм.    партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, т. к. все её фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причём король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признаётся  ничейной. Патовая комбинация, заключается в том, чтобы поставить своего короля в положение пата и закончить игру ничьей. Обычно связана с самоуничтожением фигур и является последней возможностью спасения проигранной позиции. Нередко возникает в результате недооценки возможностей соперника.
Эндшпиль имеет важное значение в шахматной игре. Как говорил Х.Р. Капабланка (1888 - 1942):  "Для того, чтобы усовершенствовать свою игру, нужно, прежде всего изучать эндшпиль, ибо искусством игры в эндшпиле можно овладеть безотносительно других частей партии...".
В.В. Смыслов (1921 - 2010): "нигде так не проявляется логика мысли, как в заключительной стадии партии".
А.И. Нимцович (1886 - 1935):  "одним из основных признаков хорошей игры является хорошее ведение окончания партии".

Используемые источники
1.  Марин   М.  Учитесь у шахматных легенд. Том 1. - М.: "RUSSIAN CHESS  HOUSE", 2010. (Шахматный университет).
2. Мусин Б.М. Теоретические окончания: практическое руководство шахматиста. Казань, 2001.
3. Учебник эндшпиля Марка Дворецкого / Под ред. В.В. Эльянова; Худож.-оформитель А. Г. Жуков. - Харьков: Факт, 2006 - 496с.
4. Шахматы. Энциклопедический словарь. / Под ред. А. Карпова. - М.: Советская инциклопедия, 1990 - 621 с.
5. Гурвич А.С.  Этюды, М.: Физкультура и спорт,1961.-190 с.

Энциклопедический Фонд