Термин в Энциклопедическом Фонде

Анимация

Анимация (от англ. animation) - искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостной зрительное восприятие образов. Понятие анимации произошло от анимировать. Анимировать дословно обозначает "давать жизнь"; анимирование - передвижение чего-нибудь (или впечатление того, что что-либо двигается), что не может двигаться само по себе.
Анимация, в отличие от видео, использующего непрерывное движение, использует множество независимых рисунков. Синоним "анимации" - "мультипликация" - очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация - это лишь разные определения одного и того же вида искусства. Более привычный для нас термин произошел от латинского слова "мульти" - много и соответствует традиционной технологии размножения рисунка, ведь для того, чтобы герой "ожил",  нужно многократно повторить его движение: от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.
Но все же, принятое в мире профессиональное определение "анимация" (в переводе с латинского "анима" - душа, "анимация" - оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.
 
История анимации
Первые попытки запечатлеть движение в рисунках относят к палеолитическим пещерным рисункам, где животных изображали с множеством ног, перекрывающих друг друга. В Шахр-и Сохта (Иран) был найден глиняный сосуд, возраст которого оценивается в 5000 лет. На стенках сосуда сделано 5 изображений козла в движении. Также были найдены рисунки в Египте (относят к 2000 г. до н.э.). Были заявления о том, что эти рисунки необходимо назвать первыми примерами анимации, однако, это не совсем корректно, так как не было оборудования, способного показать эти рисунки в движении.
Первые упоминания о таких устройствах относят ко второму веку нашей эры - в Китае изобрели зоетроп (около 180 г. н.э., изобретатель - Дин Хуань). В XVIII в. были изобретены и стали первыми популярными устройствами для проигрывания анимации фенакистископ, праксиноскоп и кинеограф. Фенакистоскоп использует набор вращающихся щелей, чтобы показать наблюдателю последовательность изображений посредством помещения двух дисков, вращающихся вместе, на одну ось; на одном диске имеются щели, на другом- изображения. Наблюдатель смотрит вдоль оси вращения, так что щели проходят перед его глазами, и может видеть последовательность изображений с другого диска. Праксиноскоп использует набор вращающихся зеркал внутри большого цилиндра с изображениями, смотрящими в сторону зеркал. Расположены зеркала таким образом, что показывают изображения наблюдателю.
Анимация, как и любой другой вид искусства, имеет свою историю. Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 г. французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой - клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалось иллюзия птицы в клетке.
Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания Томом А. Едисоном (Thomas A. Edison) фотокамеры и проектора.
Уже в 1906 г. Стюартом Блэктоном был создан короткий фильм "забавные выражения веселых лиц" (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал...
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.
В 1923 г. он выпускает серию "Алиса в стране мультипликации". В 1928 г. - звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" с героем Микки Маусом. Позже появился утенок Дональд Дак, завоевавший любовь всех детей мира. Студия Диснея получила 12 "Оскаров" за свои работы.
В Японии первые эксперименты с анимацией начались в 1913 г., а уже в 1917 г. появились анимационные фильмы длинной от 1 до 5 минут. Фильмы эти были выполнены художниками-одиночками, которые пытались обобщить и переиначить опыт американских и европейских мультипликаторов. Таким образом, зарождался японский стиль анимации, названный "аниме". В 20-е гг. аниме представляло собой экранизацию классических китайских и японских сказок, нарисованных в стиле традиционной японской графики. Наиболее знаменитыми аниматорами этого времени считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяно Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (силуэтная анимация).
В 1932 г. было создано первая японская анимационная студия, а в 1933 г. - снят первый звуковой анимационный фильм.
В 1943 г. по решению правительства был снят первый японский полнометражный анимационный фильм "Момотаро, морской орел".
Японскую анимацию 60-70-х гг. связывают с именем Тэдзуки Осаму, который оказал значительное влияние на формирование принципов построения японской анимации и сильно раздвинул границы допустимых тем и состав зрительской аудитории. Таким образом в 70-ые г. аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у себя на Родине. В то же время почти все основные крупные аниме-проекты были телевизионными сериалами.
В России по ТВ в разное время показывались японские фильмы "Ведьма Салли", "Кот в сапогах", "Корабль-призрак", "Приключении пчелки Майи", "Конан - мальчик из будущего" и др.
С 1969 г. на "Союзмультфильме" Котеночкин создает многосерийный фильм "Ну, Погоди!"

Технологии создания анимации
В настоящее время существует различные технологии создания анимации:

  1. Классическая (традиционная) анимация представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. Это очень трудоемкий процесс, так как аниматорам приходится отдельно создавать каждый кадр.
  2. Стоп-кадровая (кукольная) анимация. Размещенные в пространстве  объекты фиксируются кадром, после чего их положение изменяется и вновь фиксируется.
  3. Спрайтовая анимация реализуется при помощи языка программирования.
  4. Морфинг - преобразование одного объекта в другой за счет генерации заданного количества промежуточных кадров (пример).
  5. Цветовая анимация - при ней изменяется лишь цвет, а не положение объекта.
  6. 3D-анимация создается при помощи специальных программ (например, 3D MAX). Картинки получаются путем визуализации сцены, а каждая сцена представляет собой набор объектов, источников света, текстур.
  7. Захват движения (Motion Capture) - первое направление анимации, которое дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в реальном времени. Датчики прикрепляются на живого актера в тех местах, которые будут приведены в соответствие с контрольными точками компьютерной модели для ввода и оцифровки движения. Координаты актера и его ориентация в пространстве  передаются графической станции, и анимационные модели оживают.
    Существует два основных подхода к измерению: электромагнитные датчики и оптические метки. Метод захвата движения применяется для анимирования виртуальных моделей людей (или пришельцев, как в фильме Аватар) в современной киноиндустрии.



 


Используемые источники
1. cgm.computergraphics.ru.
2. ru.wikipedia.org.
3. 24ikt.ru.

Энциклопедический Фонд