Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Тайная вечеря![]()
Тайная вечеря" (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 гг. в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Размеры изображения - примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Роспись была начата в 1495 г. и завершена в 1498 г.; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку "архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 г., когда роспись была почти закончена". Кисть Леонардо запечатлела Иисуса Христа со своими апостолами во время последнего ужина, перед его казнью. Видимо поэтому, она сделана в помещении столовой. Художник, как почти все гении, работал очень хаотично. То не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков. Последняя вечеря - это единственное большое законченное произведение мастера. Он выбрал необычный вид росписи - масляными красками, а не темперой, что позволяло более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, которым написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину. "Тайная вечеря" считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия. Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа - это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы. Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика. Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора. Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель - реалистично передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: "Один из вас меня предаст". Образ каждого ученика - это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различная. Современники да Винчи видели гениальность "Тайной вечери" именно в тонкой эмоциональной дифференциации, воплощению которой способствовало разнообразие поз, жестов и мимики персонажей. Эта особенность фрески выделяет ее на фоне более ранних произведений, изображающих библейский сюжет. Другие мастера, такие как Т.Гадди, Д.Гирландайо, К.Роселли и А.Дель Кастанто, изображали учеников сидящими за столом в спокойных, статичных позах, будто они не имеют никакого отношения к происходящему. Эти художники не смогли достаточно детально охарактеризовать Иуду с психологической стороны и располагали его изолированно от остальных апостолов с другой стороны стола. Таким образом, злодейское противопоставление Иуды собранию создавалось искусственно. Да Винчи удалось сломить эту традицию. Использование богатого художественного языка позволило обойтись без исключительно внешних эффектов. Иуда у Леонардо объединен в группу с прочими учениками, но его черты определенным образом выделяют его среди апостолов, так что внимательный зритель быстро опознает предателя.
|
|
Центр сертификации и испытаний - Добровольная сертификация тары и упаковки (vsksert.ru)
|