Термин в Энциклопедическом Фонде

Частушка

Частушка (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) - фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это - народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни - общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда частушки политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д.

Подобные миниатюры существуют у всех народов мира. Долгое время частушка не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского "Великорусские народные песни" напечатано несколько старинных частушек (XVII-XVIII вв.). Систематически записывать Частушки стали лишь в начале XX в., а подлинный интерес к ней появился в советскую эпоху, когда частушка приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.

Частушка - устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии. Тематическое разнообразие частушки и необыкновенно емкая метрическая форма ее, выработанная на протяжении многих десятилетий, позволяют поэту экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих. Монострофичность частушке придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом - сила частушки. В лучших русских частушках, как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность и фонетическая прозрачность речи. Мастерство стиха в частушке, достигающее порой ювелирной виртуозности, стало возможным лишь в результате колоссальной практики и глубокой народной традиции, не застывшей в заранее выработанных формах, а беспрерывно развивающейся и совершенствующейся в живом общении друг с другом безвестных народных поэтов. Злободневность частушки позволила выработать чрезвычайно подвижные формы стиха, в которых комбинации ритмических модификаций четырехдольника используются с необыкновенной смелостью.

Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной частушке. Поразительно, что на таком маленьком "пятачке", в пределах двустиший, неистощимая народная изобретательность показывает пути дальнейшего развития национальных форм русского стиха, построенного не на условной стопе силлаботонической теории, а на принципе тактовой метрики с многофигурными модификациями четырехдольника. Горький в статье "О бойкости" писал: "Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на „частушки" - непрерывное и подлинно „народное" творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов... Частушки строятся из чистого языка".

По своей конструкции частушка является метрической двустишной монострофой с рифмами, народным дистихом, построенным на двух тактометрических  периодах. Каждый период - это четырехкратный четырехдольник, содержащий в себе 16 долей (4×4=16); следовательно, каждая Ч. заключает в себе 32 доли и может вместить речевой максимум в 32 слога, по 16 слогов в периоде. Но не всегда период в частушке заполняют 16 слогов. При неизменном метрическом объеме количество слогов в Ч. переменчиво и при 16-дольной норме периода в нем иногда бывает 8 и даже 7 слогов; но есть редкие случаи, когда максимум повышается до 17 слогов в периоде. Объясняется это остроумным совмещением в периоде различных полносложных и паузных ритмических модификаций четырехдольника: константных, инверсированных, нейтральных, безударных и т. п. Не равносложие, а принцип равнодольности (16 долей в периоде) определяет структуру метрического стиха частушки.

Четырехкратный четырехдольник содержит в себе четыре вида и соответственно четыре контрольных ряда.

Видовые тактометрические периоды четырехдольника определяются положением анакрузы и  эпикрузы. Четырехдольник первого вида - закрытого контура, в нем нет анакрузы (нулевая анакруза), остальные три имеют открытые контуры и в каждом из видов свои анакруза и эпикруза.

Обычно норма фразостроения в частушке совпадает с тактометрическим периодом. Как бы ни менялись количество и характер слогов частушки (долгие, краткие и кратчайшие), какой бы структуры ни были паузные модификации, долевой объем любой частушки остается неизменным: 16 долей в периоде, а вся частушка - 32 доли.

Частушку следует читать четким метрическим речитативом. Многие частушки паузного строя представляют собой образцы народного тактовика.

Основной массив народных частушек относится к четырехдольникам первого и третьего видов. Помимо дистихов, среди частушек изредка встречаются тристихи и моностихи.

В ряде частушек наблюдается одно ритмическое своеобразие, свойственное народной поэзии, это - полудольные или кратчайшие слоги в стихе, они произносятся вдвое быстрее, чем остальные слоги: одна долевая ячейка вмещает в себя два слога:

| Батюшка, от|дай, отдай, в со|гласную се|меюшуку,  |

| Чтоб меня не | обижали, мо|лоденькую | девушку, |

Дайте | лодочку не|крашену, не|крашено вес|ло.

Вниз по | реченьке по|еду куда пла|точек унес|ло.

Эх,  я-абло-оч |ко,  раззо|ло-оче-е|но,

Ты, Ан|танта, не фор|си, пока не ко|ло-оче-е|на.

В последней частушке представлены все три структурные состояния слогов в метрическом стихе, все три вида ритмической долготы - краткие (однодольные), долгие (двудольные) и кратчайшие (полудольные).

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники "идеологически правильных" частушек.

В частушке широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим параллелизмом.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки, также в первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.

Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

    Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
    Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

   Поцеловалася, не отравилася,
   Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

К частушкам в своем творчестве прибегало множество артистов (куплетистов): дуэт Николай Рыкунин и Александр Шуров, Зингерталь, Борис Ренский, Григорий Красавин, дует Николай Бандурин и Михаил Вашуков, Николай Креминский, Леонид Утесов, Евгений Петросян и другие.

Используемые источники
1.  feb-web.ru 
2.  ru.wikipedia.org 
3. dic.academic.ru

Энциклопедический Фонд