Термин в Энциклопедическом Фонде

Лебёдка

Лебёдка
Лебёдка, машина для перемещения грузов посредством движущегося гибкого элемента - каната или цепи. Тяговое усилие гибкому элементу передаётся с барабана или звёздочки, приводимых в движение через передаточные механизмы. Различают лебедках: стационарные и передвижные, с ручным и машинным приводом (от двигателей - электрического, внутреннего сгорания, реже - паровых, гидравлических, пневматических). Передаточными механизмами служат зубчатые, червячные передачи (обычно в редукторах), фрикционные, ремённые передачи и их комбинации.

Лебедки с барабаном действуют по принципу простого ворота, отличаясь от него наличием передаточных механизмов. В цепных лебедках тяговое усилие передаётся цепи с вращающейся звёздочки. Существуют также рычажные лебедки.
При качательном движении приводной рукоятки канат попеременно зажимается двумя захватами и проталкивается через тяговый (рычажный) механизм.

Применение
Лебедки применяются как самостоятельные машины при производстве погрузочно-разгрузочных, строительных, монтажных, ремонтных, складских работ, на маневровых работах с подвижным составом, для трелёвки леса и штабелирования древесины, швартовки судов и подъёма якорей, а также как часть землеройных и дорожных машин, подъёмных кранов, копров, канатных дорог, скреперных и бурильных установок и др.

История
В Западной Европе в XI- XII вв. происходит дальнейшее развитие техники. В XIV - XV вв. в связи с развитием торговли и мореплавания и ростом горно-металлургической промышленности отмечается некоторое совершенствование грузоподъемных устройств.
По мере развития механики конструкция грузоподъемных средств совершенствовалась. Появились лебедки и полиспасты, что позволило путем сочетания их перемещать и поднимать тяжелые грузы с большой скоростью или с меньшими усилиями. Соединение ворота с блоком или полиспастом создало основное звено грузоподъемного устройства - механизм подъема и дало толчок к появлению различных по конструкции типов кранов (поворотных, переносных). Интересные примеры применения в прошлом для грузоподъемных работ полиспастов, лебедок и блоков можно найти в истории развития техники нашей страны.
Особенностью грузоподъемных механизмов, установок и устройств, вводившихся в эксплуатацию до XIX в., было применение дерева как строительного материала для ответственных узлов (остовов, стоек, воротов и т. д.). Так, например, ободы и зубья зубчатых колес в этих механизмах и установках выполнялись деревянными. Сталь применялась только для таких деталей, как оси, храповики, крюки.

Первые лебедки были из дерева (XIV- XV вв.)

Развитие лебедки ускорилось после изобретения электропривода. С появлением электропривода в Германии в 1880 г. были созданы электрические лебедки-фрикционные, а в 1908 г. электрореверсивная. К этому периоду относится создание электрических подъемников и мостовых кранов.

Используемые источники
1. Средства малой механизации для погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, сост. М. А. Преображенский, М., 1959.
2. Базанов А. Ф., Подъёмно-транспортные машины, М., 1969.
3. lib.rus.ec 4. nsp.su
Энциклопедический Фонд