Добавленная рыночная стоимость (MVA) - разница между оценкой котируемой компании на фондовом рынке и суммы авансированного капитала (собственного и заемного). Другими словами, это рыночная оценка используемого заемного и собственного капитала. Рассчитать этот показатель можно следующим образом:
MVA=Рыночная стоимость капитала - инвестированный капитал
Наиболее востребованным финансовыми менеджерами показателем является показатель экономической добавленной стоимости.
Из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания стоимости предприятия, самым известным и распространенным является экономическая добавленная стоимость (EVA - Economic Value Added). Этот показатель является индикатором качества управленческих решений, т.к. ее постоянная положительная величина свидетельствует о создании дополнительной ценности предприятии, отрицательная величина говорит о снижении ценности.
Данный показатель позволяет оценить эффект работы менеджмента компании, поскольку он в наибольшей степени связан с рыночной оценкой стоимости компании, а с другой стороны - может быть использован в оперативном управлении компанией.
Автор концепции "экономической добавленной стоимости" Д.Б. Стюарт определил этот показатель как разницу между чистой операционной прибылью и затратами на капитал, т.е. EVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой минимальной ставке доходности.
Экономическая добавленная стоимость является показателем годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию создать дополнительную стоимость. EVA также может служить в качестве цели для высшего руководства и использоваться в системе мотивации.
Логика показателя EVA заключается в следующем: чистая операционная прибыль после налогообложения - это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть данного дохода идет на оплату расходов за пользование ресурсами (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), а другая часть составляет созданную
стоимость, которую измеряет EVA. Данная концепция исходит из того, что для компании мало иметь положительный финансовый результат или приемлемый уровень дохода на одну акцию, любая хозяйствующая единица в ходе своей экономической жизни должна достигать такого
уровня развития, при котором возможно создание новой
стоимости. А она создается лишь тогда, когда компания
получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. Можно выделить два способа расчета экономической добавленной стоимости.
где:
NОРАТ - чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов;
СОSТ ОР САРITAL - средневзвешенная цена капитала (WАСС);
САPITAL ЕМРLОYD- стоимостная оценка капитала.
Привлекательность показателя экономической добавленной стоимости заключается в том, что он строится на основе откорректированных данных бухгалтерской отчетности. Для его построения достаточно формы N 1 "Бухгалтерский баланс" и формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Можно сказать, что одной из целей ЕVА является пересмотр так называемого бухгалтерского подхода к принятию управленческих решений. Показатель ЕVА - разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (NORAT) и затратами на капитал, то есть базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала.
Важным отличием ЕVА от показателя остаточного дохода является то, что при расчете экономической добавленной стоимости должны вноситься многочисленные поправки в бухгалтерскую отчетность. Поскольку она не показывает полную стоимость современной компании. А отражаемые в учете активы не учитывают целого ряда ресурсов, которые используются фирмой и приносят доход. К таким ресурсам относятся: вложения в НИОКР, в обучение персонала, инвестиции в создание и продвижение торговой марки, в реорганизацию бизнеса. Все эти ресурсы относятся к элементам капитала, но не признаются активами в соответствии со стандартами учета и не участвуют в расчете бухгалтерской прибыли.
С точки зрения стратегического анализа и стратегического управления такие ресурсы важно учитывать при определении размера используемого капитала. Концепция EVA предлагает учитывать такие ресурсы в составе капитала компании. Это предполагается делать с помощью специальных корректировок капитала и прибыли фирмы. В результате проводимых коррекций (капитала и прибыли фирмы) показатель рентабельности инвестированного капитала (ROIC) в концепции ЕVА существенно отличается от одноименного бухгалтерского показателя.
Таким образом, EVA определяется как разница между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на капитал за тот же период:
EVA = (1-T) Прибыль от продаж - Цена капитала Стоимость авансированного капитала
Где T - ставка налога на прибыль (в долях единицы);
В случае если EVA больше 0, то компания приносит прибыль превышающую затраты на капитал, что является основой создания стоимости. Т.е. если EVA>0, то компания создает стоимость, если EVA<0 - то разрушает ранее созданную стоимость.
На показатель EVA оказывают влияние такие группы факторов как эффективность основной деятельности предприятия, эффективность инвестиционной деятельности и эффективность финансовой деятельности. Вспомним три виды денежных потоков.
При определении ключевых факторов стоимости компании надо руководствоваться стратегией и фазой жизненного цикла компании, наличием потенциала улучшения показателей деятельности. Преимущества показателя EVA в том, что он может точно измерить реальную прибыльность компании.
Но есть и существенные недостатки. Необходимо точно оценить, за счет чего растет EVA, если этот показатель растет за счет роста рисков, то сегодняшний рост EVA может обернуться в будущем потерей капитала. Важно, как первоначально оценили авансированный капитал (WACC). Кроме того, следует учитывать, что рассматриваемый показатель ориентирован, прежде всего, на краткосрочный период. Значит в погоне за ростом показателя экономической добавленной стоимости можно проводить краткосрочные мероприятия, которые дадут хороший эффект сегодня и негативно скажутся в будущем, в частности на снижение конкурентных позиций компании. Кроме того, данный показатель ориентирован все-таки на финансовые показатели, нет учета нефинансовых показателей деятельности компании, которым сегодня уделяется довольно большое значение.
Логичным становится вывод о включении показателя экономической добавленной стоимости в систему сбалансированных показателей (BSC). Отсюда можно моделировать показатели оценки стоимости достижения поставленных целей на основе учета различных перспектив в системе управления предприятием на основе использования технологии системы сбалансированных показателей. Исходя из возможностей использования экономической добавленной стоимости в системе сбалансированных показателей, можно выделить роль рассматриваемого показателя в системе управления предприятием:
• EVA выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;
• ЕVA- это также инструмент, показывающий руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность;
• ЕVA отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);
EVA выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия. Очень часто EVA позиционируется как лучший показатель для расчета бонусов. У него есть ряд преимуществ для использования перед таким показателем как "доход", т.к. включает в себя стоимость капитала. В последние десятилетие EVA как самостоятельный показатель позиционировалась как лучший способ объединения интересов работников и владельцев бизнеса. На самом деле это не так уж и верно.
Используемые источники
1. Смольский А.П. Сбалансированная система показателей как инструмент управленческого учета и реализации стратегии организации // Планово-экономический отдел. 2008. N 10. С.12.
2. Независимая экспертиза ХХ1 век. - http://ocenka21.ru
3. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005. - 320 с.