Октава - интервал звуковых частот. Значение верхней частоты октавы в 2 раза больше нижней. В октаве 12 полутонов.
Слово "Музыка" имеет древнегреческое происхождение и происходит от "муз" - в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.
Историческое происхождение
В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх. Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в "Одиссее"). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.
С VI в. до н. э. музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.
Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодией). Ее ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады - "гармонии". Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т. д.) широко используются и в современной теории музыки.
Интервал - расстояние между двумя ступенями лада (об этом читайте в статье гаммы). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний - вершиной. Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Мелодическим интервал называется, когда звуки извлекаются поочередно, один за другим, а гармоническим, когда звуки извлекаются одновременно.
Интервал, охватывающий 8 ступеней диатоничского звукоряда и шесть целых тонов. Октава относится к числу чистых диатонических интервалов; акустически является весьма совершенным консонансом. Обозначается как чистая 8. Октава обращается в чистую приму (чистую 1); может быть увеличена и уменьшена согласно общему правилу альтерации интервалов; служит основой для образования составных интервалов (шире октавы). Октава часто используется для удвоения звуков мелодии в целях придания звучанию большей полноты и выразительности, а также для удвоения гармоничности голосов, преимущественно басовой партии.
Октавные пассажи особенно характерны для виртуозной фортепианной музыки. Октавные удвоения встречаются и в муз. произв. для других инструментов. Разнообразные формы параллельного движения октавами используются как технический приём в учебных целях.
Октава бывает чистая, увеличенная и уменьшенная.
Различаются они на пол тона.
Используемые источники
1. gitarre.ru
2. dic.academic.ru
3. greek.ru
4. grekomania.ru