Олигополия (от греч. ὀλίγος - малочисленный, πωλέω - продаю, торгую) - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором, ставшим всемирно известным в романе "Утопия". Примерами олигополии можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как "Боинг" или "Эйрбас", производителей автомобилей, таких как "Мерседес", "БМВ" и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Признаки олигополии:
• малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
• дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
• наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
• фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.
Теории олигополистического ценообразования
Для моделирования поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Наиболее известными моделями олигополии являются:
- Модель Штакельберга
- Модель Курно
- Модель Бертрана
- Модель Гутенберга
- Модель Эджуорта
Организационно-экономические формы концентрации
Картель - форма объединения предприятий, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках торгово-промышленной деятельности;
Синдикат - форма объединения, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;
Трест - форма треста, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.
Консорциум - временное объединение на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;
Конгломерат - объединение предприятий разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления;
Холдинг - головная организация, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;
Концерн - объединение, связанное общностью интересов.
Экономика Российской Федерации находится сейчас в стадии передела рынков коммерции и влияния, носящей ярко выраженный характер олигополистического взаимодействия. Дальнейшее исследование рынка олигополии применительно к условиям России может дать толчок развитию новых концепций олигополистического взаимодействия.
Используемые источники
1. wikipedia.ru
2. forexaw.com-статья "Олигополия"
3. inventech.ru-статья"Что такое олигополия".