Термин в Энциклопедическом Фонде

Электронная почта

Электронная почта - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (писем) по глобальной компьютерной сети.

Основная задача электронной почты - дать пользователям возможность общения друг с другом. Сам процесс общения происходит путем пересылки сообщений, подобно тому, как при обычной почтовой переписке люди обмениваются письмами. Уникальность электронной почты как сетевого сервиса, состоит в том, что за счет имеющихся шлюзовых соединений между различными сетями почта может доставляться практически в любые и из любых мировых сетей, объединяя их в единое сетевое пространство. Причем скорость доставки почты зависит не столько от физической удаленности почтовых серверов друг от друга, сколько от пропускной способности узлов, через которые послание доставляется адресату. Другая особенность электронной почты - ее универсальность. Услугами почты можно воспользоваться как при постоянном, так и при сеансовом доступе к cети.
Адрес электронной почты имеет вид:
[email protected], где
name - это имя почтового ящика, выбирается пользователем
pochta.ru - домен, в котором расположен почтовый ящик
@ - собака, знак разделяющий левую и правую части адреса и идентифицирующий адрес как электронный почтовый ящик из всех других интернет адресов.
Появление электронной почты можно отнести к 1965 г., когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094.
Общее развитие электронной почты шло через развитие локального взаимодействия пользователей на многопользовательских системах. Пользователи могли, используя программу mail, пересылать друг другу сообщения в пределах одного мейнфрейма.
Следующий шаг был в возможности переслать сообщение пользователю на другой машине - для этого использовалось указание имени машины и имени пользователя на машине. Адрес мог записываться в виде wst!mike (пользователь mike на компьютере wst).
Третий шаг для становления электронной почты произошёл в момент появления передачи писем через третий компьютер. В случае использования UUCP-адрес пользователя включал в себя маршрут до пользователя через несколько промежуточных машин. Недостатком такой адресации было то, что отправителю необходимо было знать точный путь до машины адресата.
После появления распределённой глобальной системы имён DNS, для указания адреса стали использоваться доменные имена [email protected] - пользователь name на машине pochta.ru. Одновременно с этим происходило переосмысление понятия "на машине": для почты стали использоваться выделенные серверы, на которые имели доступ только администраторы, а пользователи работали на своих машинах, при этом почта приходила не на рабочие машины пользователей, а на почтовый сервер, откуда пользователи забирали свою почту по различным сетевым протоколам. Среди распространённых на настоящий момент - POP3, IMAP, веб-интерфейсы.
Одновременно с появлением DNS была продумана система резервирования маршрутов доставки почты, а доменное имя в почтовом адресе перестало быть именем конкретного компьютера и стало просто фрагментом почтового адреса. За обслуживание домена могут отвечать многие серверы, а пользователи из одного домена могут не иметь между собой ничего общего.
Сегодня в интернете существует огромное количество чрезвычайно полезных электронных сервисов для оперативного обмена информацией - это и файлообменные сети, и блоги, и форумы, частные файловые хранилища, фотогалереи и даже видео хостинг.
Но электронная почта остаётся самым надёжным, простым и безопасным, а главное - конфиденциальным узлом связи любого современного человека. Все без исключения новейшие сервисы, как правило, для обеспечения безопасного доступа к своим ресурсам чаще всего требуют указания адреса электронной почты при регистрации - не только для оперативного извещения о каких-то внутренних событиях своего сервиса, но и для обеспечения таких вопросов собственной безопасности как, смена пароля доступа.
Более того, со временем, в интернете стало появляться всё больше и больше серверов бесплатной электронной почты, при этом, для доступа к личной корреспонденции перестали быть нужными специальные программы - все операции с электронным почтовым ящиком его владелец выполняет прямо на сайте сервиса бесплатной электронной почты, в защищённом режиме.
Мировая статистика за 2012 г.:
2.2 миллиарда - количество пользователей электронной почты во всем мире;
144 миллиарда писем - ежедневный e-mail трафик;
68.8% - спама от всего e-mail трафика.
Что же ждёт электронную почту в будущем:
- электронная почта будет становиться всё более популярной среди организаций и компаний и внутри них;
- будет набирать популярность почтовое архивирование. Сегодня многие компании надеются, что работники самостоятельно сохранят всю важную входящую почту. А это нередко приводит к потере важной информации;
- будет развиваться электронный этикет. Плохо составленные письма могут разрушить доверительные отношения между партнёрами. Для привлечения партнёров и клиентов электронный этикет будет становиться всё более и более важным;
- почтой можно будет управлять эффективнее. Немногие пользователи сегодня применяют программное обеспечение для почтового управления;
- будет усилена безопасность. Это важно, поскольку тайна, о которой идёт речь в электронных письмах, должна оставаться тайной.

Используемые источники
1. mailinfo.ru
2. internet-business.ru
3. nextmail.ru
4. pingdom.com

Энциклопедический Фонд