Термин в Энциклопедическом Фонде

Управленческое решение

Управленческое решение - результат конкретной управленческой деятельности менеджмента.
Принятие решений, наряду с прогнозированием, планированием, ситуационным анализом обстановки, исполнением решений, контролем и учетом, является функцией управления, направленной на формирование и реализацию решений.

Методы принятия решений

Декомпозиция - научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.

Диагностика - выявление наиболее важных деталей в поставленной задаче, требующих первоочередное разрешение. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования

Ранжирование - упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов (определение призеров конкурса, определение лучших, надежных банков).
Ранжирование - довольно молодая, бурно развивающаяся область исследований, возникшая в 2000-е годы с появлением интереса в области информационного поиска к применению методов машинного обучения к задачам ранжирования.

Попарное сравнение - указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов. Иногда допускается объявление обоих объектов равноценными или несравнимыми. Первые шаги в этом направлении сделали Фуллертон и Кэтелл в 1992 г. Они предложили подход, преобразующий постулат Фехнера о равенстве "едва заметных различий" в понятии равенства на континууме "равенство часто замечаемых различий".

Линейное программирование - метод, при котором решаются оптимальные задачи, в которых целая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача.
В 1949 г. американский математик Джордж Бернард Данциг разработал эффективный метод решения задач линейного программирования -  симплекс-метод. Симплекс-метод - алгоритм решения оптимизационной задачи линейного программирования путем перебора вершин выпуклого многогранника в многомерном пространстве.

Имитационное моделирование - способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев. Имитация как метод решения нетривиальных задач получила начальное развитие в связи с созданием ЭВМ в 1950-60 гг. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных, полученные результаты анализируются и оцениваются.

Метод аналогий - поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
Модель аналогии (лат. Modus - образец, копия, образ) - предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала), непосредственное изучение которого, по разным причинам, невозможно или усложнено.

Методы принятия управленческих решений на основе психологического моделирования.

Экспертные методы принятия управленческих решений
Эксперт (лат. Expertus - опытный) - специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение, для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.
Экспертиза - проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риски принятия ошибочного решения.

Метод теории игр - метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей. "Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации".
Теория игр берёт свое начало из неоклассической экономики. Впервые математические аспекты и приложения теории были изложены в классической книге 1944 г. Джона Фон Неймана и Оскара Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение"  (англ. Theory of Games and Economic Behavior).

Используемые источники
1. Quality.eup.ru
2. Герчиков И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений.//Менеджмент в России и за рубежом. 2003.
3. Ozrp.narod.ru
4. Wikipedia.ru

Энциклопедический Фонд