Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Структура ФГОС
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты разбиваются на следующие группы:
Общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование (бакалавриат)
Высшее профессиональное образование (специалитет)
Высшее профессиональное образование (магистратура)
История
Поколения государственных образовательных стандартов
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 г. с введением Закона РФ "Об образовании", статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 г. это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 г.
В 1993-1999 гг. разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.
С 2000 г. стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет выделяются четыре этапа: 1993-1996, 1997-1998 и 2002-2003, 2010-2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух - незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом - кардинально.
С принятием изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в 2009 г. стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными.
С 1 сентября 2013 г. согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения (были приняты в 2004 г. и именовались государственными образовательными стандартами);
- стандарты второго поколения (были приняты - для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 г., для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 г., для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 г.). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.
Стандарты высшего профессионального образования:
- стандарты первого поколения (утверждались с 2000 г. и именовались государственными образовательными стандартами);
- стандарты второго поколения (утверждались с 2005 г. и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
- стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 г.), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
Используемые источники
1. минобрнауки.рф
2. ru.wikipedia.org/wiki/
3. muravjovagalina.ru/fgos