Паровоз - автономный локомотив с паровой установкой. Паровозы были первыми тяговыми транспортными средствами на железнодорожном ходу, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и его роль в истории трудно переоценить. Благодаря паровозам появился железнодорожный транспорт, и именно они выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв огромную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций.Существуют паровозы без тендера, с шестернями, турбинами, и даже такие, для работы которых не нужно сжигать топливо. Однако с середины XX в. паровоз был вынужден уступить более совершенным локомотивам - тепловозам и электровозам, которые существенно превосходят паровоз по экономическим и тяговым показателям, но паровозы ещё продолжают работать, а в ряде стран они и поныне продолжают работать на магистралях.
Дольше паровозы продержались в странах Азии. Так, в Индии на железных дорогах широкой колеи паровозы использовались до 1996 г. В Китае паровозы строились вплоть до восьмидесятых годов, они широко используются и в начале XXI века.
На Кубе сохранилось большое число очень старых (средним возрастом в 70-80 лет) паровозов производства США. Дело в том, что США ввели против Кубы торговое эмбарго, и таким образом Куба не могла закупать более современные локомотивы.
В Европе и Северной Америке в наши дни паровозы используются на музейных железных дорогах.
Изобретение русского слова "паровоз" приписывают Н. И. Гречу. До этого паровоз называли "самокатная паровая машина" (или просто "машина"), "паровая фура", "паровая телега", "пароходка" - у Черепановых и В. А. Жуковского, и даже "пароход".
Идея заменить лошадиной силу механической интересовала конструкторов уже достаточно давно. Первый, кто воплотил её был французский инженер Николя Кюньо, который в ноябре 1770 г. построил трёхколёсную повозку с паровым двигателем. Машина получилась тяжёлой в управлении,и в результате во время первых испытаний врезалась в стену. И все же её по праву можно считать предшественником локомобилей,и паровозов. Затем американский конструктор Оливер Эванс, который в 1786 г. попытался запатентовать паровой автомобиль, в котором приводом служила паровая машина высокого давления, но патентное управление отказало конструктору, посчитав его идею нелепой фантазией.
Одновременно, созданием паровой повозки занялись и в Великобритании. Наибольшего успеха добился Вильям Мердох - один из ближайших помощников самого Джеймса Уатта. В 1784 г. Мердох построил трёхколёсную повозку, двигателем которой служила одноцилиндровая паровая машина. Повозка достаточно легко управлялась и развивала хорошую скорость (12-14 км/ч) на твёрдых ровных дорогах. Но против взбудоражилось местное духовенство, которое углядело в самодвижущимся экипаже нечистую силу. Да и реализовать данное изобретение была весьма проблематично, и Уатт настоял на том, чтоб Мердох прекратил свои опыты.
Но идеей создания паровозки серьёзно заинтересовался ученик Мердоха - Ричард Тревитик, который уже в 1797 г. построил передвигающуюся по суше паровую повозку,но развитие этого транспорта сдерживало отсутствие дорог, Принято решение об изобретении паровой машины для рельсовых путей, которые прямолинейней и прочнее.
Он сумел изобрести катящуюся по рельсам паровую повозку.Благодаря чему уже к концу XVIII века был известным из-за создания лёгких, но мощных паровых котлов. Тревитик создал несколько моделей паровозов, самый первый из которых, "PuffingDevil", был создан в 1801 г., а в 1802 г. был создан паровоз "Coalbrookdale" для одноимённой угольной компании. Самая известная модель паровоза, которая получила имя "Pen-y-Darren", была создана в конце 1803 года, но официальным годом её рождения считается 1804, годом получения патента на изобретение. Паровоз сильно отличался от его предшественников. У него один цилиндр раскручивал большое колесо-маховик, от чего зубчатая передача приводила обе колёсные пары в движение. Испытания данного паровоза проходили 21 февраля, паровоз впервые проехал с вагонетками, это был первый в мире поезд. В 1808 г.Тревитик создаёт новый паровоз, который начал использовать на кольцевой железной дороге-аттракционе "Поймай меня, кто сможет".
В те времена активно использовалась конная тяга,которая ограничивала вес груза, скорость доставки. Всё это, навело на мысль, использовать паровые машины,в том числе и движущимся по рельсам.Конечно развитию паровозостроения способствовал Наполеон Бонапарт (французский император),а точнее его войны, так как возросла стоимость на корма, а следовательно и на содержание лошадей.
В 1811 г. предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём, но лёгкий паровоз не смог тянуть тяжёлый состав, а стал буксовать на месте. В результате родилось ошибочное мнение о невозможности реализации паровоза с гладкими колёсами на гладких рельсах достаточной силы тяги, и в 1812 г. для Мидльтонских копей был создан паровоз "Бленкинсоп", в котором сила тяги реализовывалась за счёт зубчатого колеса, катящегося по зубчатой рейке. Однако уже в следующем году под руководством Уильяма Гедли создаётся паровоз "Пыхтящий Билли", который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами, и разрушил ложную теорию. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастер Джордж Стефенсон, который уже в 1814 г. построил свой первый паровоз. Впоследствии он станет известен, прежде всего, как паровозостроитель и активный сторонник применения железных дорог.
27 сентября 1825 г. открывается первая в мире общественная железная дорога Стоктон - Дарлингтон. Движение по ней открыл паровоз "Locomotion" ("Движение"), провёзший первый поезд. Название паровоза довольно скоро становится нарицательным, а впоследствии все рельсовые движущиеся тяговые средства начинают называть на манер паровоза - локомотива.
Первый паровоз (или, как его тогда называли, сухопутный пароход) в Российской империи появился в 1834 г. Этот паровоз был построен на Выйском заводе (Нижнетагильские заводы) Ефимом и Мироном (отец и сын) Черепановыми, опираясь на опыт англичан. В августе 1834 г паровоз совершил первые поездки.При испытании паровоз вез более 200 пудов (3,3 т),при скорости 16 км/ч.В 1835 г. Черепановы создали более мощный паровоз.И только 6 ноября 1836 г. поезд пошел по первой российской железной дороге - Царскосельской (до открытия в 1840Варшаво-Венской железной дороги - единственная в стране, 6-я в мире). Обеспечивала железнодорожное сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.
8 февраля 1837 г. впервые в отчетах появилось слово "паровоз", а 30 октября паровоз "Проворный", проведя пассажирский поезд, официально открыл движение по дороге. В 1848 г. открывается железная дорога длиной 308 км от Варшавы до границы с Австрией.
Один из первых товарных паровозов типа 1-3-0 (переделка из типа 0-3-0), построенный Александровским заводом для дороги Петербург - Москва,в 1845 года и пассажирские типа 2-2-0.
С 1 ноября 1851 г. крупнейшая на тот момент времени в мире двухпутная железнодорожная магистраль была официально открыта, благодаря чему время в пути между двумя крупнейшими в стране городами сократилось с трёх суток до менее чем 22 часов. На 1860 год в России было около 1000 км магистральных железных дорог, и мощностей одного паровозостроительного завода вполне хватало. Но уже в середине 1860-х в стране начинается рост строительства железных дорог, что соответственно приводит и к росту потребностей в паровозах. 15 марта 1868 г. царское правительство заключает контракты с рядом российских заводов на срок в 5 лет по строительству паровозов. В следующем году свои первые паровозы выпускают Камско-Воткинский и Коломенский заводы, причём последний сразу показывает высокий темп производства и вскоре становится крупнейшим локомотивостроительным предприятием в России. В 1870 г. начинают строить паровозы Невский и Мальцевский заводы.
Список используемых источников
1. ru.wikipedia.org
2. traditio-ru.org
3. rubricon.com
4. dic.academic.ru
5. От паровоза до СапсанаМарина Улыбышева.Художники: Ольга Громова,НаталияКондратова,Елена Поповская Издательский дом "Фома",2012
6. История паровозостроения СССР 1846-1940гг-;Трансжелдориздание, Москва