Термин в Энциклопедическом Фонде

Жизненный цикл продукта

Контроль за жизненным циклом продукта является неотъемлемым процессом в общей массе корпоративной информационной системы производственного предприятия
Жизненный цикл продукта, изделия - Product Lifecycle Management (PLM) - совокупность процессов, выполняемые от момента выявления потребностей общества в определенном продукте до утилизации изделия после его использования.

История

Сам термин "управление жизненным циклом изделия" появился как результат почти двадцатилетней эволюции соответствующих рынков и технологий. Для середины начала 1990-х гг. единого мнения относительно того, что именно следует относить к категории информация об изделии (особенно в смысле инженерных данных) попросту не существовало. Постепенно эти данные стали конкретизироваться, как данные об изделии. Именно в это время появился термин "управление данными об изделии" (PDM).
Одной из первых развитых PDM-систем становится система Optegra компании Computervision. Unigraphics Solutions (UGS) совместно с Kodak разрабатывает PDM-систему iMAN. С покупкой в январе 1998 г. компании Computervision и её PDM-технологии Windchill фирма PTC вышла на рынок PDM-систем. Cистема Windchill является первой Internet-ориентированной PDM-системой. В 1999 г. фирма PTC анонсирует новую технологию СРС - Collaborative Product Commerce, базирующуюся на технологии Windchill. В начале XXI в. появляются PDM-системы Enovia и Smarteam от Dassault Systemes, Teamcenter от UGS и ряд других.
Среди российских систем PDM наиболее известными являются Party Plus (компания Лоция-Софт), PDM STEP Suite, разработанная под руководством Е.В.Судова в НПО "Прикладная логистика" в 2002 г., Лоцман: PLM в составе САПР Компас компании Аскон.
Расширение функций PDM-систем на все этапы жизненного цикла продукции превращает их в системы PLM (Product Lifecycle Management).
Последние несколько лет внесли окончательную ясность: отрасль сформировалась и постоянно расширяется как по степени охвата, так и по мощности предлагаемых решений, благодаря чему, собственно, и был принят термин PLM. Этот термин ныне используется для описания бизнес-подходов к:
• созданию интеллектуального капитала и информации, относящихся к изделию;
• управлению этими составляющими продукта;
• направленному использованию капитала и информации на протяжении всего жизненного цикла продукта.
При современном подходе можно выделить 11 этапов жизненного цикла (ЖЦ) изделия:
• Маркетинг и изучение рынка;
• Проектирование и разработка продукта;
• Планирование и разработка процессов (технологий производства, эксплуатации и т.п.);
• Закупки;
• Производство или предоставление услуг;
• Упаковка и хранение;
• Реализация;
• Установка и ввод в эксплуатацию;
• Техническая помощь и обслуживание;
• Послепродажная деятельность или эксплуатация;
• Утилизация и переработка в конце полезного срока службы.

Применение PLM
Область применения PLM-систем растет быстрыми темпами. Она интегрирует такие сферы деятельности, в которых использование интеллектуальных активов, связанных с изделием и обмен такими активами обеспечивают заметное увеличение ценности. Использование таких систем дает предприятиям возможность производить продукцию необходимого качества и обеспечивает заказчикам и пользователям наилучшие преимущества в работе с конкретными видами продуктов. Сращивание PLM с другими областями приносит новые возможности и открывает такие сферы, где потенциал связанного с изделием интеллектуального капитала реализуется внутри расширенного предприятия. Сейчас PLM применяют в следующих областях:
• управление процессом формирования идей;
• цифровое производство;
• анализ и управление моделированием;
• послепродажное обслуживание, включая техобслуживание, ремонт и эксплуатацию;
• программы гарантийного обслуживания;
• управление исходными требованиями;
• управление портфельными активами;
• управление портфелем программ;
• управление портфелем продукции;
• управление активами в дискретном производстве;
• мехатроника - управление интеграцией электронных устройств и программного обеспечения;
• проектирование систем;
• управление техническими характеристиками/рецептурой/номенклатурой;
• управление соответствиями.

Основные задачи PLM
Принято выделять шесть основных ключевых задач работы PLM в рамках ведения продукта от разработки до утилизации:
1. Управление данными о продукте.
Данные о продукте занимают значительную часть в общем объеме информации, используемой на протяжении жизненного цикла изделия. На основе этих данных решаются задачи производства, материально-технического снабжения, сбыта, эксплуатации и ремонта. Как видно из практики, даже частичное электронное представление сокращает сроки производства изделия в полтора раза и приводит к уменьшению затрат на 50-80%. Согласно ключевому стандарту CALS-технологий ISO 10303 необходима гармонизация терминологии, типов, видов документов, форматов их электронного представления, протоколов работы с ними, средств защиты от несанкционированного доступа.
2. Управление жизненным циклом основного средства.
PLM-решение помогает предприятиям при планировании, эксплуатации, техническом обслуживании и замене оборудования, обеспечивая им возможность достижения более высокого уровня контроля и точности работы оборудования. Управление жизненным циклом оборудования подразумевает целый ряд функций, направленных на улучшение работы в целом, обеспечение бесперебойного цикла производства и т.д.
3. Управление программами и проектами.
Данная функциональная область предоставляет информацию для принятия стратегического решения по производимой продукции. Для эффективного управления проект должен быть хорошо структурирован - разбит на увязанные между собой пакеты работ, что позволяет контролировать бюджет изделия, планировать необходимые мощности, управлять коммуникационными потоками.
4. Сотрудничество на протяжении жизненного цикла продукта.
Увеличение эффективности разработки продукта позволяет значительно сократить его себестоимость, и, тем самым, повысить конкурентоспособность. Тесная интеграция процессов проектирования, производства, сбыта и обслуживания повышает эффективность вывода нового продукта на рынок за счет обеспечения незамедлительной и непрерывной обратной связи на протяжении всех этапов разработки.
5. Управление качеством.
Возросшая конкуренция привела к заметному ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции. Чтобы сохранить конкурентоспособность и вести экономическую деятельность без убытков, необходимо применять эффективные и результативные системы контроля качества на всех этапах жизненного цикла продукта. Этот аспект достаточно широк, он включает в себя маркетинг, проектирование и разработку технических условий, материально-техническое снабжение и закупку, разработку производственных процессов, собственно производство, контроль испытаний, сертификацию, монтаж, эксплуатацию, техобслуживание и утилизацию. PLM-системы помогают решать задачи такого рода с большим эффектом.
6. Охрана окружающей среды и труда, производственная медицина.
PLM-системы, помимо всего прочего, должны включать в себя компоненты, призванные снизить затраты, минимизировать риски и учесть требования регулирующего законодательства, что способствует сохранению положительной репутации компании в глазах общественности, расширяет возможности по повышению квалификации персонала за счет поддержки обмена информацией в рамках всей организации. Кроме того, применение таких приложений в системе PLM-решения значительно снижает время на заполнение бланков предписаний по технике безопасности.

Используемые источники
1. Википедия -  https://ru.wikipedia.org
2. Tadvizer. Государство. Бизнес. IT - http://www.tadviser.ru
3. Студопедия - http://studopedia.net
4. "Энциклопедии PLM" // Новосибирск, 2008
Энциклопедический Фонд