Общие сведения | Энциклопедия | Научные публикации | Публицистика | Новости | Каталоги | Авторы |
| На главную | О проекте | Контакты | | |
![]() |
Термин в Энциклопедическом Фонде
Тиснение![]()
Тиснение - выдавливание на коже, металле, бумаге и др. рельефных изображений холодным или горячим способом. Также тиснением называют само полученное при этом процессе изображение. В старину термин мог означать печатание, публикование книг, статей и т.п.
История Тиснение использовалось для футляров древнейших рукописных свитков, а затем для книжных переплетов в I - IX вв. нашей эры. Тогда же переплеты стали украшать орнаментальными узорами, которые вырезали на коже. В VIII в. для украшения переплетов начали применять слепое тиснение. В XIV в. на книжном переплете появились надписи, оттиснутые штампами. В конце XVI в. для тиснения стали использовать натуральное золото. Позже рельефные тисненые изображения появились на бумажных деньгах и ассигнациях. В XIX в. данная технология стала широко применяться для украшения визиток в Европе и России. Первооткрыватели: Иоганн Гутенберг (между 1397 г. и 1400-1468 гг.), немецкий ремесленник, которого принято считать изобретателем книгопечатания с помощью набора из подвижных отлитых из металлического сплава литер, а также печатного пресса и специальной красок. Ива́н Фёдоров (ок. 1520 г.) - один из первых русских книгопечатников. Конгрев Уильям (1772-1828), английский конструктор, полковник. Автор многих типов пороховых ракет и инициатор их боевого применения. Предложил метод тиснения, названный его именем. Виды тиснения Тиснение фольгой - тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности тиснимого материала. Слепое тиснение (блинт)- (от нем. blind - слепой) тиснение с помощью клише с целью получить оттиск с гладкой поверхностью (например, на текстурной бумаге, на коже). В отличие от тиснения фольгой, фольга не применяется, но для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала. Конгревное тиснение без фольги - (англ. embossing, нем. praegung) придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансона (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 градусов Цельсия. Конгревное тиснение с фольгой - как правило, процесс производится в один удар (оттиск), то есть перенос фольги и придание рельефа происходит одновременно. В обычных условиях этот процесс разделяется на два: сначала припрессовывается фольга, вторым прогоном придается рельеф. В данном же случае, конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. Единственное препятствие - дороговизна клише, технологически более сложного, чем обычно, а также наличие навыка работы в один удар у оператора пресса. необходима высокая температура 110-160 градусов Цельсия и пресс, способный выполнять такие работы, например, Bobst или Gietz. Обратный конгрев - (англ.debossing) редко применяемый термин, равно как и редкий процесс в российских типографиях. Речь идет об обнижении изображения ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). Таким способом можно делать на бумаге, например, эффектные следы, как бы продавившие лист. Припрессовка голограмм - основное отличие от тиснения фольгой заключается в необходимости четко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1-0,2 мм. Достигается это применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте смотанной в рулон), а также с помощью меток (англ. shear line) на фольге, если голограммы инкорпорированы в структуру фольги. Текстурирование - процесс подразумевает нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д.). Современное состояние Тиснение сегодня используется в основном для персонализации сувенирной продукции, нанесения логотипа на изделия из кожи, кожзаменителя, ткани, бумаги, картона, дерева, пленки и пластика. Горячее тиснение применяется и для ежедневников, планнингов, визитниц, записных книжек, открыток, этикеток и переплетов дорогих изданий. Оно имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом этой технологии является то, что она может передать металлический блеск, придать логотипу рельеф, причем как вогнутый, так и выпуклый, существенно изменить внешний вид изделия. Перспективы развития Будет продолжаться сокращение непроизводительного времени на обслуживание печатных машин между выполнением заказов. Автоматизируются все предварительные настройки, благодаря чему печатные машины будут быстрее подготавливаться к печати. Оператор машины будет более активно выполнять функции контроля и слежения за работой машины. Следует ожидать дальнейшего развития технологий нанесения изображения внутри печатной машины непосредственно на цилиндре, с которого эта информация после окончания печати тиража автоматически удаляется, а "формный" цилиндр снова становится доступным для нанесения информации о следующем заказе. Используемые источники 1. Немировский Е. Л. Первопечатник Иван Федоров // Острожская азбука Ивана Федорова. Исследование. Словоуказатель. - М.: Книга, 1983. - С 2. http://wikipedia-info.ru 3. http://www.asprint.spb.ru 4. http://markerovka.ru 5. http://www.compuart.ru
пресс для тиснения
|
|
|