Что касается проблем создания экономических институтов, видов политик и практик для придания новой формы глобализации, то все эти вопросы могут быть решены. Более трудной проблемой является внедрение в сознание людей, которые живут в правильных социальных структурах, правильных взглядов и отношений относительно глобализации. Все экономические и социальные системы, если они хотят быть успешными, требуют для этого целый набор гармонирующих между собой структур.
Экономика Древнего Египта была крупнейшей в мире и в своё время обеспечивала самый высокий стандарт жизни для своих граждан. В технологическом плане эта экономика была лидером. Элита общества выучилась читать и писать. Они могли посылать друг другу послания и вести записи событий. Они были первыми в организации ирригационной системы. Чтобы все это сделать, Египту потребовалось создать каналы, которые могли направлять воды ежегодных разливов Нила в нужном направлении и отводить в сторону излишки воды.
Для египтян смелость означала, прежде всего, желание возводить крупные сооружения, которые либо поднимались высоко в небо (пирамиды), или вгрызались глубоко в землю (Долина Царей). Всё это были конструктивные проекты, которые никогда ранее не предпринимались людьми, и ничего подобного по своему размаху и масштабу люди не будут предпринимать, по крайней мере, в ближайшее тысячелетие.
Египет не был демократическим государством. Всем правил фараон. Чтобы так поступать, он должен был иметь последователей, которые бы верили в целостность и мудрость фараоновской системы даже тогда, когда фараон не оказывался мудрым. Оглядываясь назад современное человечество, вероятно, даже не в состоянии понять те взгляды и отношения тех людей, которые создавали успех Египту. Подумайте только о настолько сильной вере людей в загробную жизнь, которая приводила людей к строительству самых больших в мире сооружений созданных на тысячи лет - пирамидах, построенных на века, но только для одного человека после его смерти. Прикиньте общие расходы на строительство из расчета оплаты за все рабочие часы. Современные люди подняли бы мятеж и устроили бы революцию, если бы от них потребовались такие же экономические жертвы, как от древних египтян.
Гармоничные отношения, социальная организация и культура сделали возможным успех Египта, в то время как население остального мира представляло собой лишь племена охотников и собирателей.
Поздние успехи как в древней Греции или Риме говорят нам о некоторой схожести их судеб. Каждая из этих стран в своё время была экономическим лидером, потому что они овладели новыми технологиями и были в состоянии организовать своих граждан в новые производственные системы. Подумайте о стадионах, которые были построены повсюду в Римской Империи, предназначенные для гладиаторских игр. Тысячи людей и животных убивались за один день в римском Колизее. Эти зрелища не были эквивалентными сегодняшним автогонкам, на которые приходят зрители, чтобы получить нервное возбуждение от увиденного несчастного случая. В Риме путь к политическому и экономическому успеху проходил только с помощью личной военной карьеры. Воинственная Римская Империя требовала от своих солдат биться со своими врагами в ближнем бою, глядя в глаза противнику. В свою очередь это требовало от индивида добровольно идти на смерть и население империи не видело в такой смерти ничего мерзкого и отвратительного. Гладиаторские игры были необходимы, чтобы создать у населения "правильные" отношения к смерти.
Британская Империя стала возможной благодаря первой индустриальной революции. Как индустриальный пионер Британия имела богатства, чтобы побеждать другие страны и создавать и технологию, чтобы построить военно-морской флот для защиты этого богатства. Британия стала Британской Империей потому, что британцы верили в свою правоту и ревностно относились к своей социальной организации. Ничего подобного не было в предыдущей мировой империи - в Римской Империи. Эта новая империя была построена иначе и управлялась иначе. В одной все области были по-соседски рядом, а другая разбросана по всему земному шару. Одна настаивала на том, чтобы каждый гражданин империи воспринял римскую культуру и принимал бы в ней участие, а другая - не поощряла жителей отдалённых земель воспринимать британскую культуру. Взгляды и отношения Британской Империи к своим землям, разбросанным по всему миру, сильно отличались от тех, которые лежали в основе Римской Империи, Но именно этот набор взглядов и отношений позволил британцам получить преимущество в первой индустриальной революции. Римляне не могли бы сделать это.
Сегодня никто не смог бы организовать успешные общества, базируясь только на Египетскую, Римскую или Британскую модели развития. Технологии очень отличны от прежних, но по-настоящему радикальными отличиями стали различные взгляды и отношения у самих людей, чтобы сделать поворот к славному прошлому, но это стало уже невозможным.
Те, кто трактуют капитализм как некую новую религию скорее, чем как новую экономическую систему, любят поговорить о капиталистической потребности брать на себя риск. Добровольность индивида принимать на себя риски - вот, пожалуй, именно то, что делает капитализм успешным; однако с их точки зрения более важным является то, что добровольность оправдывает высокий уровень доходов у успешных капиталистов. У этих людей есть тенденция забывать, что каждый преступник любит добровольно идти на различные рискованные дела. По любому объективному стандарту можно проверить, что любителей индивидуального риска гораздо больше в бедных странах, чем в богатых странах. Афганистан и Сомали переполнены индивидами, которые добровольно рискуют своими жизнями практически ни за что.
Будучи молодым человеком, мне довелось работать на шахте под землёй, где я встречал многих индивидов желающих выполнять наиболее опасную работу без дополнительной оплаты. Подобные поступки превращали их в крутых "мачо", как в их собственных глазах, так и в глазах их товарищей. Рисковать своей жизнью воспринималось скорее более одобрительно, чем желание избежать опасности. И всё-таки, желание некоторых рабочих рисковать было совсем не тем, что сделало бы эти шахты более производительными. Точнее можно было бы сказать, что когда все трудились при подъеме на поверхность огромных куч породы, образованных в результате того, что эти любители риска заложили в ниши слишком много динамита, общая выработка на шахте снижалась (любители риска взрывали под землёй те участки, которые должны оставаться нетронутыми).
Наличие индивидов желающих принять риски не является секретом капитализма. Располагая группу продуктивных рисков в определённом порядке, люди могут выбрать среди них допустимые риски и, поступая аналогично - расположить в определённом порядке ряд непродуктивных рисков, которые не следует выбирать. Такой подход более разумен и позволяет ближе подойти к истине. В производительных обществах индивиды должны сами захотеть научиться чему-либо, но никто не научится читать и писать, если он является изолированным от общества индивидуалистом склонным к риску. Общественная организация создаёт образованных индивидов. Изучая алфавит, мы изучаем азы организации общества. Общества, в которых каждый индивид образован, более продуктивны , чем общества в которых образованы только небольшое количество индивидов. Моя образованность выплачивает мне больше, если меня окружают также образованные люди. Целое значительно больше, чем сумма его отдельных частей. В продуктивных экономиках никому не позволено оставаться необразованным. Оставаться необразованным не является дозволенным выбором индивида, поскольку это ведёт к коллективному снижению уровня всей экономики.
Индивиды должны быть смелыми. Однако конкретный вид смелости индивида зависит от времени, места и ряда имеющихся у него технологий. Для осуществления первой индустриальной революции потребовались такие мыслители в сфере технологий как британские Уатт(Watt), Бессемер (Bessemer) и Аркрайт (Arkwright), которые были достаточно смелыми, чтобы добровольно тратить своё время на новые машины и подсоединяемые к ним механические устройства, как к новым источникам энергии. Однако смелость это не только одна из индивидуальных характеристик индивида. Успех также потребовал достаточной смелости и от британского общества, чтобы добровольно инвестировать в не опробованные технологии, которые позволяли бы приводить в действие текстильные станки, железнодорожный транспорт и сталелитейное оборудование, сделали Британию пионером индустрии.
Вторая индустриальная революция потребовала создания таких обществ, которые бы добровольно встали на путь всеобщего образования основанного на академической науке. Принятие закона о всеобщем, обязательном и бесплатном образовании также было смелым поступком общества.
Подобным образом, общества, а не индивиды, будут решать о том, пожелают ли они войти в третью индустриальную революцию и глобализацию или нет. Географические путешествия или исследования в сфере технологий требуют для своего осуществления определённой социальной организации общества.
Если пирамиды были для египтян смелым шагом в космическое пространство, а Долина Царей была для египтян смелым шагом к центру Земли, то какими же эквивалентными шагами нашего общества будет отмечен 21-й век? Какими же задачами нам следует заняться, чтобы доказать, что мы достаточно смелые, чтобы шагнуть в третью индустриальную революцию и в глобализацию, которая вытекает из этой революции. Первый тест нашей смелости находится в сфере биотехнологий. Кто же намерен быть столь смелым, чтобы получить все преимущества от третьей индустриальной революции и глобализации? Второй тест на нашу смелость вращается вокруг соответствующих ролей мужчин и женщин в экономике. Кто осмелится пересмотреть и переоценить их традиционные роли?
10.1. Быть или не быть смелым в биологии
21-ый век будет веком биологии. Способность изменять нашу собственную генетическую структуру, вероятно, придётся увидеть в будущем как наиболее важный технологический прорыв во всей истории человечества. Способность контролировать генетические заболевания и применять медицинские методы по устранению этих заболеваний для конкретных генетических структур каждого человека уже появилась в наши дни и быстро возрастает
Очень часто настойчивые требования принять участие в биотехнологической революции рассматриваются как следствие надвигающейся глобализации. Нечестные иностранные производители заставляют людей употреблять генномодифицированные продукты, которые они не хотят покупать. Успех 21-го века, при наличии или отсутствии глобализации, всё равно потребует как от отдельных индивидов, так и от обществ людей, проявить достаточно смелости, чтобы исследовать возможности современной биотехнологии. Те, кто не захотят сделать это, останутся позади.
В начале 2003-го года только в Америке 81-а тысяча людей ожидала своей очереди на трансплантацию органов. Из этого числа ожидающих своей очереди ежедневно умирало по 16 человек и только 63 человека получали спасающие жизнь трансплантанты [1].Решение было найдено в использовании трансгенных свиней, так что теперь ни один из ожидающих человеческого органа, который никогда не поступает вовремя, не умрёт. Более того, биотехнологии уже теперь производят инсулин для диабетиков [2]. Сегодня проводятся различные манипуляции с генами человека, которые позволяют надеяться, что вскоре будет найдено средство для лечения болезни Альцгеймера. Генетическое конструирование позволит нам в будущем изготавливать шелк из паутины. Он будет столь же прочным, как и Кевлар (Kevlar), но превосходить его по эластичности, нити из этого шелка будут значительно превосходить по качеству существующие в медицине нити для наложения швов на раны, а также для изготовления бронежилетов превосходящих существующие бронежилеты из Кевлара [3]. Генетически модифицированные помидоры уже теперь могут произрастать на почвах, когда-то залитых морской водой и заброшенных из-за плохого обслуживания ирригационной системы и поэтому остававшихся неиспользованными [4]. Генетически модифицированные растения не подвержены порче различными сельскохозяйственными вредителями, а потому они не нуждаются в пестицидах и химических удобрениях, а также потребляют значительно меньшее количество воды. Генетически модифицированный кофе не содержит кофеина и лучше , чем его аналог, полученный химической обработкой. Генетические преобразования имеют огромный потенциал, чтобы помочь окружающей среде и людям, которые живут в этой среде и используют её.
Научные принципы и исследования подсказывают нам, что компьютеры, созданные на базе биологических молекул, могут быть в 260000 раз мощнее, чем существующие электронные компьютеры [5]. Биотехнологии позволяют создать совершенно новые виды деятельности для человека и такие новые продукты, которые нам даже трудно вообразить сегодня.
Биотехнологии уже сегодня дают основания к переосмыслению значения термина "быть больным". Люди крайне малого роста в новом понимании сегодня могут рассматриваться как "больные" и, соответственно, как пациенты для проведения корректирующего генетического лечения. Этот процесс "лечения" уже начался с помощью генетически созданных гормонов роста, которые позволяют человеку низкого роста стать высоким.
Подобным же образом решается и другая проблема, вызванная мощным движением людей считать ожирение болезнью, скорее, чем отсутствием самодисциплины. На протяжении истории существования человека, чувства острого голода были очень важным побудительным мотивом в становлении самих людей, не имело значения, сыт ты или толстый, все должны много есть в летние месяцы, чтобы подготовиться к голодным зимним месяцам, когда они были вынуждены выживать, и есть мало, ежегодно переживая голод. Чтобы жить в мире с избытком пищи, людям следовало бы иметь противоположное чувство - чувство вечной сытости. Мать Природа сделает это чувство генетическим путём через немногие миллионы лет, медленно убивая тех из нас, кто станет слишком жирным, однако биотехнологии могли бы произвести эти изменения в нас в течение нескольких лет.
Также как и потенциальным европейским исследователям, которым не удалось быстро довести до конца успехи начатые викингами, среди нас находятся те, кто не хочет довести до конца первые успехи в биотехнологии. В частности в Европе широко распространены страхи, что в генетически модифицированных растениях и животных могут таиться уроды и монстры. Попутно заметим, что никогда еще не были замечены какие-либо генетические монстры. Не было также и научных оснований поверить тому, что они вообще могут существовать. Более того, Британское Королевское Общество не смогло найти каких-либо свидетельств тому, что употребление в пищу генетически модифицированных растений и животных может повредить здоровью человека [6]. Люди говорят о возможности появления отвратительных сорняков или водорослей, но, однако их пока еще никто не видел. Вредные растения случайно не появляются в дикой природе. Точно также и полезные растения не появляются сами собой, а должны быть выращены человеком в лабораториях. Как говорит Ричард Левонтин, биолог из Гарварда: "Ничего в сущности не изменилось (когда люди изменяют растения) при использовании генной инженерии" [7]. Биотехнология не распространяет каких-либо микробов, а только видоизменяет гены в нормальном репродуктивном процессе. Растение или животное остаётся нормальным, если оно произведено при помощи иного процесса.
Однако никто не может доказать, что не существуют уроды и монстры. Наука не может доказывать что-либо не существующее. Монстры не невозможны логически. Если мы ожидаем от науки, чтобы она окончательно, раз и навсегда, доказала, что при генетических модификациях растений и животных никогда не могут появиться уроды и монстры, то мы будем вынуждены ожидать вечно это заключение науки, как те якобы европейские исследователи ожидавшие доказательства что "морские чудовища и монстры" не существовали.
Для полных страха людей биотехнологическая революция приходит как некий закрытый комплекс. Потенциальные прорывы генетики в медицине, сельском хозяйстве, материалах и компьютерной технике не могут быть отделены от генетически модифицированных растений и животных, поскольку процессы по их созданию часто включают в себя лекарства для роста или искусственные материалы, полученные из генетически модифицированных растений или животных. Органы для трансплантации поступают от трансгенных свиней. Паутиновый шелк выращивается в генетически модифицированном козьем молоке. Витамин А, необходимый для предотвращения слепоты у человека, обнаруженной в третьем мире, добавляют в рис, который они едят. Лекарства от гепатита Б выращивают в картофеле. Биопластики уже соперничают с существующими пластиками на основе лёгких фракций нефти, но их необходимо выращивать в специально созданных генетически модифицированных растениях, а не в огромных централизованных индустриальных предприятиях [8]. Отрицать генномодифицированные растения и животных значит отрицать всю революцию в биологии.
Те, кто опасаются биотехнолоии, часто утверждают, что они выступают за защиту третьего мира. Но третий мир одобряет получение высоких урожаев с помощью генетически модифицированных растений. Площади, отведенные для выращивания генномодифицированных растений в развивающемся мире (до 200% в Китае) растут гораздо быстрее, чем в развитом мире (до 18% в США), поскольку подобные площади дают шанс фермерам поднять их доходы, особенно в тех местах, где доходы фермеров очень низкие [9]. Три четверти тех, кто сеет генетически модифицированные семена растений, являются фермерами в бедных странах [10]. Урожаи подобных растений могут носить подрывной характер, но фермеры полагают, что в любом случае они получают выгоду. Беспокойства третьего мира связаны не с возможностью появления монстров, а с тем, что их страны могут быть исключены из этой революции за счёт высокой стоимости новых технологий. Люди третьего мира не хотят, чтобы их защищали от генномодифицированных растений различные протестующие из первого мира. Они хотят участвовать в этой революции с определённой выгодой для себя
Можно, конечно, рассуждать о том, почему американские и европейские взгляды на генномодифицированные растения и животных так отличаются друг от друга. США не сталкивались с проблемами специализированного корма и лекарств (болезнь бешеных коров, болезни копыт и рта, талидомид/thalidomide/, наличие в напитке Кока-кола инсектида -парахлорфенил-парахлор-бензол-сульфонат /PCBS/), которые в своё время поражали Европу. Может быть, американцам повезло или же возможно американская Администрация Пищи и Лекарств/ Food and Drug Administration/ просто лучше работает, чем их европейские коллеги. Однако в европейских дискуссиях относительно генномодифицированных растений и животных существует не одно, а два больших опасения. "Могут возникнуть уроды и монстры" - это на самом деле опасение номер два. Опасение номер один: "Никаких уродов и монстров не будет, и эти американцы намерены стать лидерами на пятьдесят лет вперёд в освоении этой новой территории". Европейцы не хотят прыгать в неведомое, но они также не хотят, чтобы американцы пытались путешествовать и осваивать страну под названием биотехнологии из-за страха, что американцам повезёт и они будут успешны.
Единственный способ узнать будут ли там уроды и монстры или нет - это совершить интеллектуальное научное и экономическое путешествие для исследования этого вопроса. Если там действительно окажутся уроды и монстры, то те, кто отправятся в путешествие назад не вернутся. Если же уродов и монстров там не окажется, то те, кто проведут исследования и освоят новые территории с неправдоподобным потенциалом разбогатеть.
Некоторые из опасений проистекают из унаследованных нами религиозных представлений. Для тех, кто думает, что Бог создал жизнь во всех её формах, третья индустриальная революция потребует признания того, что само человеческое общество взяло на себя роль Бога. Во многих случаях можно принять, что вся наука учит людей играть роль Бога. Разработку водородной бомбы можно рассматривать, как попытку человека сыграть роль Бога - лёгким прикосновением к божественному источнику энергии, к топливу, которое питает солнце. Вся медицина - это вмешательство в планы Бога относительно жизни и смерти каждого из нас. Ведь, в конце концов, Бог создал микробов и болезни. Но есть что-то в изменении нашей собственной структуры, что приближает современную биологию и нас самих к выполнению божественной роли. Многие религии нам говорят, что все мы сотворены по образу божьему. Однако не слишком ли далеко мы зашли, если мы собираемся теперь изменить само человеческое существо вопреки созданному Богом образу?
Даже тем, кто не религиозен, нравится верить в свою уникальность. Поэтому сам факт возможности клонирования порождает так много страхов. Другой я может быть создан. Биотехнологии угрожают моему сознанию о своей уникальности. Я не хочу, чтобы кто-то построил другого меня. Однако, если мне необходим орган для трансплантации, я хочу иметь дело с современной биологией, чтобы она клонировала бы для меня другую почку с использованием трансгенных свиней и такую, которая бы в точности соответствовала моей утраченной почке и не отвергалась бы моими антителами. Я не хочу умирать только потому, что клонирование запрещено. Шизофренические правила.
Те, кто против генномодифицированных продуктов питания на самом деле не верят тому, что появление всяких отклонений от нормы у растений и у животных объяснимо лишь случайными отклонениями в их развитии. На глубоком уровне подсознания, даже если они и не религиозны, протестующие убеждены, что мы изменяем вещи, на изменение которых мы не имеем морального права. На самом деле истинная причина не в том, что создаются угрозы для окружающей среды или непосредственно для нас самих, а в том, что мы пытаемся играть роль Бога. Однако поскольку протестующие не религиозны, то они не могут высказывать свои истинные возражения.
В современной биологии, однако, могут быть найдены реальные этические проблемы. Ответы на эти этические вопросы уже получены в современной биологии, однако, они не содержатся в известных Десяти Заповедях. Поиск и нахождение этических принципов для нового мира, не предполагавшихся в древних религиозных текстах, требует от нас определённой смелости.
10.2. Быть или не быть смелым в вопросах пола
Можно было бы рассказать историю о том, как мужчины захватили власть над женщинами и мощно удерживали за собой во всех обществах право решения на выбор вида своей деятельности. Никогда не существовали какие-либо сообщества амазонок, потому что мужчины физически сильнее, чем женщины, а физическая сила была определяющим фактором во всех прошлых экономических системах. Охота стала ролью мужчины, а собирательство - ролью женщины в обществах охотников и собирателей. Собирательство могло приносить в семью больший доход, чем охота и проведенные экономические исследования подтверждают, что именно так оно и было, однако из-за реальных опасностей, возникающих на охоте, престиж деятельности всегда принадлежал охотникам.
В установившихся сельскохозяйственных обществах войны были главным фактором экономического успеха потому, что овладение большим участком земли являлось центральной составной частью в производстве большего количества пищи. Тогдашний способ ведения войны предполагал непосредственную борьбу противников лицом к лицу, а это требовало наличия физической силы. Те, кто проигрывал в войнах, становились рабами тех, кто выигрывал.
В индустриальных обществах всё ещё преобладали такие виды работ, выполнение которых требовало физической силы от исполнителей. Добыча угля в шахтах, которая дала энергию первой индустриальной революции, предоставила работу миллионам мужчин. Вплоть до сегодняшних дней мужчины преобладают в индустриях производящих энергию: добыча угля, нефти и газа; последующая обработка этих углеводородов, а также в отраслях занятых генерацией электроэнергии.
История свидетельствует о том, что наши религии возникли в обществах, где женщины играли менее важную экономическую роль, чем мужчины и это неудивительно, что более низкий статус женщин отражался в большинстве мировых религий. Женщины буквально сидели на менее престижных местах (где-то сзади или наверху) и им не позволялось становиться священниками, муллами и раввинами, а в христианской религии женщинам не позволялось занимать должности во многих ступенях церковной иерархии. Обычно подобная практика о неприятии женщин оправдывалась тем, что женщины просто другие, а не люди более низкого статуса. Но всё это софистика самого худшего вида. Те индивиды, которые заправляли делами религии, как правило, обладали исключительно большой властью. Они говорили людям, что надо делать от имени самого Бога. Любой человек, который не соглашался с подобным утверждением, имел меньший вес в религии, а, следовательно, и в этом обществе. Женщины не могли становиться такими властными индивидами как раньше, так и теперь.
В экономике, основанной на знании, крайне мало таких работ, в которых требуется физическая сила, значительно превышающая физическую силу нормальной женщины. Можно, конечно, поставить эксперимент по переноске тяжестей, который мог бы остановить женщин, при наборе желающих стать пожарными. Однако пожарные на самом деле не переносят на себе тяжелые лестницы во время тушения пожаров, и пожарное управление никогда не потребует от пожарных проходить подобный тест каждый месяц, чтобы убедиться в том, что они остаются в форме и уволить тех, кто не прошел этот тест.
Вооруженные силы всё еще имеют немного таких видов деятельности, которые требуют физическую силу от исполнителей, но это совсем не единственные виды деятельности, с помощью которых можно победить в войне. В войнах побеждают те армии, в которых имеются лучше подготовленные и знающие воины-работяги. В современных армиях женщины будут в состоянии выполнять наиболее важные работы. Один молодой израильский приятель-лётчик рассказывает мне, что один из лучших летчиков в его эскадрилье - женщина. И, в любом случае, в ближайшем будущем лётчик-истребитель в очень дорогом самолете будет легко сбит с помощью дешевого малогабаритного летательного аппарата управляемого оператором с земли с помощью компьютера Завоевание территорий и овладение расположенными на них природными ресурсами также не является главной задачей для достижения экономического успеха.
Поскольку теперь больше нет таких реальных сфер деятельности, где мужская сила была бы определяющей, общества изобрели различные атлетические игры, в которых особенно важна мужская сила. Но, мужчина, который забил выигрышный мяч, не эквивалентен мужчине, который с охоты приносит домой бизона, который будет поддерживать его семью живой в течение всей зимы. Один из них искусственный герой, в то время как другой - настоящий герой.
Половина потенциальных знаний человека находится в головах женщин. Чтобы превратить эти потенциальные идеи в реальные, требуется равное образование и равные экономические возможности для женщин. Те общества, которые желают затронуть эти потенциальные знания намерены продвинуться и опередить те общества, которые не желают открыть для себя этот потенциал знаний. Даже успех мальчиков зависит больше от образования матери, чем от образования отца. Любая страна, которая не извлекает преимуществ от образования женщин, всегда будет отставать от лидеров.
Америка - это не совершенная модель полного использования женского таланта, но и не та страна, которая не использует таланты своих женщин и не хочет иметь свой стандарт жизни. Женщины составляют 47% от всей американской рабочей силы и зарабатывают 1/3 всех американских заработков. Более половины студентов в американских медицинских школах составляют женщины и скоро в Америке, более, чем половина всех врачей, будут женщины.
Америка не настаивает на полном равенстве женщин в других странах, поскольку влиятельные круги американской религии - Римская Католическая Церковь и Южные Баптисты, например, всё ещё не позволяют женщинам выполнять роли священнослужителей. Поэтому Америка не подписала Соглашение ООН о Женщинах (UN Treaty on Women).Поэтому Америка не протестует против стран, в которых дискриминируются женщины так, как она протестовала против стран, где была дискриминация чернокожих.
Частично одной из причин того, что Япония никогда не хотела извиниться за свои ужасные злодеяния в Китае во время Второй Мировой Войны, послужило то, что после войны император Японии не был наказан. Если императора ни в чём не обвинили, то и средний японец был ни в чём не виноват. Император был для них высшим лидером как религиозным, так и светским. Религия играет сегодня ту же самую императорскую роль против женщин. Если организованные религии могут поставить женщин на второстепенные и подчиненные роли, то тогда и каждая светская организация может сделать с ними, то же самое. Религии, в конечном счёте, являются моральной ролевой моделью.
Я верю, что страны, которые не дают возможность женщинам играть равные с мужчинами роли в различных сферах деятельности, следует третировать так же, как американцы относились к Южной Африке, когда там царил апартеид. То, что эти страны обосновывают существующую у них дискриминацию женщин религиозными убеждениями полностью неуместно. Были даже некоторые церкви, которые внушали чернокожим прихожанам, что им отведены второстепенные роли. Мы не можем заставить других изменить их убеждения, но мы можем официально возражать против этих убеждений.
10.3. Уверенность в себе
Уверенность в себе, пожалуй, является главной социальной установкой людей в успешной глобализации. Смелые люди думают о сегодняшней глобализации как о счастливой возможности преуспеть. Моя культура будет обогащена, диапазон моего опыта будет расширен и мои экономические условия станут лучше. Застенчивые и робкие люди видят в глобализации угрозу для себя: моя культура увянет, я не хочу приобретать новый опыт и ясно вижу свои экономические потери, которые принесёт мне глобализация. Выигрыши от глобализации могут быть значительно большими, чем потери, но я концентрирую своё внимание только на потерях.
В глобализации востребованы достаточно смелые люди, чтобы жить в новой окружающей среде, которая будет совсем не такой, в какой они выросли и чувствовали себя хорошо и комфортно. Но глобализация также предъявляет требования и к обществам. чтобы они были достаточно смелыми поверить в то, что они смогут принимать отдельных личностей из других культур и интегрировать их в новую, хотя и не сформировавшуюся полностью, культуру. Новый иммигрант-это не угроза - он или она - это благоприятная возможность. Индивиды и общества достаточно уверенные в себе, чтобы принять все эти изменения востребованные третьей индустриальной революцией и всё ещё в состоянии оставаться уникальными индивидами и обществами верными своим базовым ценностям, даже если эти сами ценности изменяются, в конечном счёте, победят и окажутся в выигрыше. Ибо, в конце концов, третья индустриальная революция и вытекающая из неё глобализация не могут быть остановлена.
Но, тем не менее, будут и такие, кто останутся в стороне от революции и не будут в ней участвовать. Они по-прежнему будут проживать на земном шаре, но не будут участвовать в глобальной экономике. Они будут оставаться в своём национальном индустриальном мире в то время как другие войдут в глобальную экономику, основанную на знании. В историческом плане они присоединятся к тем странам, которые не совершили прыжка в революцию пара или революцию электрификации и останутся позади всех.
Все общества, которые были успешными в течение долгих периодов времени, знают, когда им надо измениться. Мы воспринимаем Древний Рим или Египет как успешные общества. Однако они не всегда таковыми были. Их история, на самом деле, была полна взлётов и падений. Случались и спады в деловой активности, но эти спады не приводили к распаду государств. В Египте существовал огромный разрыв между Старым Царством и Новым Царством отмеченный периодом оккупации и иностранным правлением. Рим проигрывал много сражений. Обе империи продержались не одно столетие, а в случае Египта и несколько тысячелетий, потому что они могли упасть, но оставаться в своих границах и потому что они могли изменяться, не теряя своей государственности. И совершенно не имеет значения насколько и как они изменялись, главное состояло в том, что они верили в могущество Египта и Имперского Рима. Как Египет, так и Рим исчезли, когда граждане этих государств потеряли уверенность в себе и свою способность приспособиться к изменившимся условиям.
Победители в историческом процессе продвигаются несколько впереди технологической волны, но так, чтобы поймать эту волну и двигаться дальше на своей экономической доске для сёрфинга к успеху. Победителями не всегда бывают первопроходцы, потому что первопроходцы часто двигаются слишком быстро. Но истинные победители очень внимательно изучают опыт первопроходцев, чтобы научиться распознавать появление именно той волны, которую следует оседлать.
Сегодняшняя великолепная волна создаётся глобальной экономикой основанной на знании, которая подымается вверх, набирая силы, чтобы заменить национальные индустриальные экономики прежних двух столетий. Эта экономика как раз для тех, кто окажется достаточно смелым, чтобы оседлать её. Всё, что должно быть найдено географически, уже было найдено. Но кто знает, какие ещё волнующие новые континенты могут быть найдены в технологиях третьей индустриальной революции. Как и прежние географические исследователи, которые имели компасы и корабли, мы сегодня имеем все необходимые инструменты, чтобы начать исследовать абсолютно новые, никому не известные территории.
Те, кто совершают подобные прыжки в неизведанное, иногда проигрывают, но те, кто не совершают прыжки проигрывают всегда.
Удача благоволит смелым.
|