
1. Воздухоплавание - полеты различных типов аэростатических летательных аппаратов (АЛА) легче воздуха.
2. Аэростатическая подъемная сила - уменьшение массы замкнутого объема, заполненного легкими газами (водород, гелий, нагретый воздух) по сравнению с массой того же объема, заполненного окружающим атмосферным воздухом при существующей температуре и давлении.
3. Аэродинамическая подъемная сила - сила с которой окружающая газообразная среда (например: воздух при существующей скорости направления движения, температуре и давлении) действует на поверхность движущегося в этой среде твердого тела (например: крыла самолета, его фюзеляжа, несущего баллона (НБ) дирижабля, аэростата, воздушного шара, парашюта, воздушного змея и т.д.).
Полную аэродинамическую силу, называемую иногда полным аэродинамическим сопротивлением, можно разложить на:
- аэродинамическое сопротивление набегающему потоку,
- подъемную силу,
- боковую силу, перпендикулярную первым двум.
4. Типы аэростатических летательных аппаратов:
А. воздушные "змеи" - коробчатые или гибкие поверхности (парашюты), поднимающиеся сами или поднимающие грузы за счет полета в воздухе аэродинамической силой, создаваемой соединенными тросами движущимися наземными или надводными объектами.
Б. Воздушные шары ("монгольфъеры"), ярко раскрашенные, разных форм и объемов, выполненные из тонких, прочных, синтетических тканей, соединенные тросами с плетеными корзинами, где размещен пилот и пассажиры и где установлена специальная горелка с запасом газа в баллонах. Многие годы успешно используются в массовых соревнованиях - "Фиесты воздушных шаров" - с участием большого числа любителей этого красочного вида спорта, привлекающего массы зрителей и проходящие во многих государствах.
В. аэростаты привязанные газонаполненные используются:
- для размещения рекламы,
- для расположения антенных устройств при ретрансляции радиотелевизионных сигналов,
- больших размеров для коммерческого проката отдыхающих в городских парках,
- для размещения оптико-электронных устройств наблюдения наземной или надводной обстановки,
- соединения тонкими сетками для защиты полей от миграции вредных насекомых (саранчи, майских жуков и т.п.),
- соединенных огнеупорными сетками для защиты объектов от лесных пожаров,
- соединенных плотными воронкообразными полотнищами для защиты территорий, окружающих атомные станции или химические производства от опасных пылевых образований в аварийных ситуациях. В конце воронок расположены всасывающие насосы, перегоняющие захваченную пыль в специальные автоматически отсоединяемые фильтры, подлежащие захоронению,
- в военных целях - для воздушной охраны границ, городов и спецобъектов с помощью наблюдателей или оптико-электронной аппаратуры,
- для защиты городов и важных объектов от пикирующих самолетов или крылатых ракет с помощью расположенных тросов крепления и расположенных на тросах минных устройств,
- в качестве передвижных подвесных точек опоры при монтаже временных воздушных трасс для транспортировки различных грузов.
Г. аэростаты свободно летающие используются:
- для зондирования атмосферы с помощью закрепленной контрольной аппаратуры, - для исследования высоких слоев атмосферы (стратостаты, субстратостаты и т.п.), - для установления спортивных рекордов на дальность полета, - в дни "холодной войны" для фоторазведки территорий потенци
ального противника и для разбрасывания агитационных материалов.
Д. Дирижабли - тепловые, чаще газонаполненные, аэростаты различной грузоподъемности, снабженные разными двигателями, современными органами управления полетом, способные находиться в длительном полете, служащие для перевозки грузов и пассажиров.
Преимущества: сравнительно дешевые в разработке и постройке, безопасные и экономичные в полете, не требуют сложного аэродромного обслуживания.
Типы дирижаблей:
- "мягкие" - гондола, где размещаются пилот и пассажиры, а также органы управления, двигатели с винтами прикреплены тросами к мягкой, заполненной легкими газами оболочке;
- "полужесткая" система - гондола и двигатели крепятся снизу продольной жесткой фермы, а сверху этой фермы крепится мягкий несущий баллон (НБ);
- "жесткая" система для дирижаблей большой грузоподъемности, несущий баллон снаружи покрыт или твердым углепластиком, или плотной "аэростатной" тканью, опирающихся на прочный легкий каркас для поддержания заданной формы, а внутри каркаса размещено несколько контейнеров с гелием и баллонетов для поддержания необходимого внутреннего давления.
Гондола с кабиной пилота, штурмана, радиста, органами управления полетом, грузовым отсеком, каютами для отдыха сменного экипажа и пассажиров, и движетели расположены под НБ и крепятся к каркасу.
В.И. Бирюлев
|